Российский опыт регулирования приема в вузы
В современных условиях высшее образование является важнейшим способом социальной вертикальной мобильности. В российской практике доступ к высшему образованию всегда регламентировался государственными установлениями, и таким образом, именно государство, определяя правила приема в вузы, задавало необходимые параметры социального продвижения молодежи.
Как показывает исторический опыт, правила приема в вузы всегда содержат элемент позитивной дискриминации, под которой понимается предоставление преимуществ определенным категориям соискателей. В Российской империи такими преимуществами обладали выпускники гимназий. В дореволюционном праве отсутствовал единый законодательный акт, который бы нормативно описывал процедуру и условия приема. Отчасти эти вопросы разрешались в Общих университетских уставах (1804, 1835, 1863 и 1884 гг.), но в большей степени отражались в подзаконных актах, исходящих от министерства просвещения. Образовательная политика самодержавия способствовала сохранению сословной стратификации общества, что выражалось в существовании отдельных типов средних учебных заведений - гимназий, реальных училищ и духовных семинарий. Правительственные меры обеспечивали первоочередное зачисление в классические гимназии детей дворян, в реальные училища – выходцев из слоев городских ремесленников, формирующейся инженерно-технической интеллигенции и квалифицированных рабочих, в духовных семинарии - сыновей священников. В конце XIX-начале XX вв., учитывая запросы и ходатайства торгово-финансовых кругов, правительство учреждает коммерческие училища.
Типам средних учебных заведений соответствовала и система высших учебных заведений, которая включала университеты, институты и училища инженерного профиля, духовные академии. Существовала серьезная преемственность учебных программ. Например, в гимназиях глубоко изучался латинский язык, без хорошего знания которого невозможно было продолжить обучение в университете. На юридическом факультете он требовался для усвоения одной из основных дисциплин - римского права, а на медицинском использовался во всех дисциплинах. Необходимо учитывать, что до начала XX в. в большинстве российских университетах действовало только два факультета – юридический и медицинский, а в некоторых – только медицинский.
Программа реальных училищ предусматривала углубленное изучение математики, физики, химии, черчения, то есть дисциплин, создававших основу последующему образованию уже в стенах инженерных вузов.
Аналогичным образом выстраивалось содержание учебных курсов в системе православного образования. Кроме того, в первой половине XIX в. выпускники духовных семинарий могли поступать в университеты на общих основаниях с гимназистами. Срок обучения в семинарии (I-IV общие классы и V-VI – богословские) был короче гимназического, причем к зачислению в университет допускались лица, окончившие четырехлетний курс. В дальнейшем по мере расширения сети гимназий, правительство стремилось ограничить доступ семинаристов в университеты, предусмотрев для них обязательные «приемо-проверочные испытания». Главным мотивом такого решения являлось активное участие бывших семинаристов, происходивших преимущественно из семей сельских священников и низших церковных служащих, в революционном движении.