Российский опыт регулирования приема в вузы
Между отдельными типами учебных заведений существовала не только учебно-методическая, но и организационная связь. Так, территория Российской империи была разделена на учебные округа, образовательным, научным и методическим центром округа являлся университет, который должен был тесно взаимодействовать с гимназиями. Правительство стремилось синхронизировать развитие среднего и высшего образования, что, в частности, выражалось в соразмеренности цифр приема в казенные, то есть государственные гимназии и императорские университеты. Эти показатели планировались таким образом, чтобы каждый выпускник гимназии мог при желании продолжить обучение в университете. Никаких дополнительных вступительных испытаний не предусматривалось. Однако даже при таких, достаточно вольных правилах, многие университеты испытывали большие сложности с набором. Особенно страдали молодые провинциальные вузы. Например, после открытия в 1898 г. в Томском университете юридического факультета, в пределах сибирского университетского округа, а это огромная территория от Урала до Дальнего Востока, не нашлось достаточного количества выпускников гимназий, стремившихся продолжить здесь образование. Кто-то ограничился гимназическим аттестатом, кто-то уехал учиться в другие регионы. В итоге, по настоянию министерства юстиции министерство просвещения разрешило зачислить в состав студентов бывших семинаристов без сдачи ими каких либо вступительных испытаний. В период становления факультета среди студентов-юристов преобладали лица, окончившие духовные семинарии, и только с 1908 г. соотношение изменилось в пользу выпускников гимназий. Аналогичные решения принимались неоднократно и в отношении других вузов, но даже при таком подходе многим университетам не удавалось заполнить все имеющиеся вакансии.
В 1913 г. Государственный совет (68 –за, 78- против) не пропустил одобренный Государственной думой законопроект об уравнении прав выпускников классических гимназий, духовных семинарий и реальных училищ при поступлении в университет. Вплоть до 1917 г. государство стремилось обеспечить оптимальный, с его точки зрения, социальный состав студенчества.
Впервые превышение числа желающих над выделенными государством местами испытала высшая техническая школа. Конкурс в наиболее престижные столичные вузы, например, в Петербургский горный институт достигал в начале XX в. 10 человек на 1 место. Преодоление такого несоответствия можно было достичь разными способами: расширением приема, проведением конкурса документов о среднем образовании, организацией вступительных испытаний. Как известно, был избран последний вариант, на котором особенно настаивала вузовская профессура. Важной причиной нововведения, наряду с уже отмеченным обстоятельством, являлась слабая образовательная подготовка соискателей. Престиж инженерного диплома переориентировал на его получение многих выпускников гимназий, имевших профиль гуманитарных учреждений, где математика и физика изучались весьма поверхностно. В итоге в России впервые появились подготовительные курсы, которые открывали сами вузы, развилось частное репетиторство.