Российский опыт регулирования приема в вузы
Можно сказать, что государственная политику, нацеленная на повышения престижа физического труда и соответственно переориентацию образовательной мотивации молодежи не удалась. По данным социологических исследований, только 11% выпускников школ в дальнейшем работали по специальности, связанной с той, которую они получили в школе. Таким образом, огромные затраты по профессиональное обучение школьников, совершенно не оправдывались.
В 1964 г. число десятилетних школ было восстановлено до дореформенного уровня. Профессиональное обучение могло осуществляться по инициативе местных властей и за счет местных ресурсов, что предрекло его быстрое упразднение.
Наиболее значимым новым явлением на последнем этапе советского образования следует назвать обозначившуюся диспропорцию между запросами вузов в отношении уровня подготовки абитуриентов и качеством образования в средней общеобразовательной школе. Способом преодоления данного противоречия стало создание специализированных школ для особо одаренных детей. В 1962 г. право на их открытие впервые получили Академия наук СССР и некоторые университеты. В дальнейшем число таких школ, имевших статус экспериментальных или специализированных, неуклонно возрастало. Таким образом, происходит диверсификация учебных заведений по качеству подготовки и специализации. В теории и социологии образовании данное явление оценивается как воспроизводство элиты из своей же среды, что в итоге приводит к разрушению единого национального культурного и образовательного пространства.
С начала 1990-х гг. происходит изменение целей и методов образовательной политики. Нормативное закрепление они получили в законе РФ «Об образовании» 1992 г., который до настоящего времени сохраняет значение законодательной основы современного российского образования. Закон ориентирован на функционирование образования в условиях многоукладной экономики и многообразия форм собственности, где государство утрачивает роль единственного актора образовательного процесса, а ограничивается функцией его организатора. При этом уполномоченные государственные органы посредством лицензирования, аккредитации и аттестации легализуют деятельность образовательных учреждений, составляют государственные образовательные стандарты, валидируют дипломы, устанавливает правила приема в вузы.
Как известно, с 2009 г. зачисление в вузы проводится по итогам ЕГЭ. Одновременно ЕГЭ становится единственной формой итоговой аттестации выпускников средних школ. При этом 24 вузам (МГУ им. Ломоносова, ГУ- Высшей школе экономики и другим) удалось отстоять право устраивать собственные испытания. Например, Санкт-Петербургский университет сможет проводить свои экзамены по 21 специальности. Особыми привилегиями пользуются победители предметных олимпиад, в 2009 г. приемные комиссии будут учитываться результаты 120 таких олимпиад.
Несмотря на обязательность ЕГЭ, целесообразность его введения до сих пор находит и сторонников и оппонентов. Главное возражение вызывает сама тестовая система, которая считается инородной и чуждой российской образовательной традиции. Защитники ЕГЭ доказывают простоту и удобство данной формы, ее слабую коррупционную составляющую, снижение нагрузок на учащихся. В то же время президенты автономных республик – Башкортастана и Татарстана, где успешно осуществляется преподавание на национальных языках, выступили резко против обязательного экзамена по русскому языку и намерены добиваться его отмены через Конституционный суд РФ.