Российский опыт регулирования приема в вузы
Переход к системе ЕГЭ нельзя рассматривать в отрыве от современной российской образовательной политики, нацеленной на модернизацию в условиях Болонского процесса. Действительно, европейские страны, подписавшие Болонскую декларацию, а также США, Япония и другие государства не проводят специальных вступительных испытаний в вузы, а принимают результаты школьного тестирования. Причем далеко не во всех странах это тестирование можно считать школьным. Так, в США оно проводится в специальных центрах, и пройти его можно в любое время. Наряду с общей практикой есть и различные исключения. Например, а Англии результаты тестирования принимают большинство вузов, в том числе и очень престижных, но в то же время имеются заведения, которые проводят собственные испытания.
Тестирование в зарубежных странах органично вписывается в систему многоуровневого образования и обеспечивает плавный переход от средней школы к первой ступени высшего образования. Система выстраивается таким образом, чтобы практически все выпускники школ, выразившие желание продолжить обучение, получили такую возможность. Например, во Франции выпускники лицеев размещают в специальной информационной системе заявления, в которых они указывают учебные заведения, где бы хотели учиться, и специальность, которую бы хотели получить. При этом соискатель может выбирать только вузы своего региона. В заявлении указывается несколько из них, причем выше в списке располагаются те, которые предпочтительнее. Если первый университет отказывает в приеме, то документы рассматривает следующий университет и так далее по списку.
В то же время одна из целей отечественного ЕГЭ – превращение его в особый барьер между средней и высшей школой, с тем, чтобы вынудить молодежь с низкими баллами идти на производстве или осваивать рабочие профессии. В таком подходе прослеживается связь с советской образовательной моделью, которая также пыталась привить престиж физического пруда и рабочих профессий.
Социальная значимость ЕГЭ и его социальные последствия в российских условиях оказываются значительно выше, чем в зарубежных государствах. Поэтому конкретное содержание тестов вызывает интерес даже главы государства. Президент Д.А. Медведев указал на политическую недопустимость формулировки неверного варианта ответа, в котором говорилось, что коренной перелом в Великой Отечественной войне связан с расстрелом немецких военнопленных. Однако мало кто из участвующих в дискуссии по проблемам ЕГЭ обращает внимание на то, что любой тест с готовыми вариантами ответов предполагает абсурдность всех утверждений, кроме одного. Такой методический подход – обучение от противного, не находит однозначной поддержки у педагогического сообщества.
Подводя итог, можно сказать, что при всех недостатках Система ЕГЭ не противоречит отечественной образовательной традиции. Она основана на принципе преемственности между средней и высшей школой, идее непрерывности и поступательности образования.