Принципы правового регулирования отношений по социальному обеспечению военнослужащих
Проблема дифференциации правового регулирования глубоко изучена в науке трудового права. Характеризуя сущность дифференциации трудо-правовых норм, Г.С. Скачкова рассматривает ее как «разграничение правовых норм на основе юридически значимых, устойчивых факторов в целях конкретизации общих положений трудового законодательства к отдельным категориям работников». Представляется, что в науке права социального обеспечения дифференциация правового регулирования имеет несколько иное содержание, в связи с тем, что при образовании различных организационно-правовых форм социальной защиты населения приоритетное значение принадлежало именно субъектному критерию, что уже отмечалось ранее. Относительно общий характер имеют только обязательное социальное страхование и социальное обслуживание населения, внутри которых действительно осуществляется конкретизация положений законодательства применительно к отдельным категориям граждан.
В государственном социальном обеспечении и государственной социальной помощи законодательство изначально ориентировано на ту или иную группу населения (несколько групп), что наиболее ярко иллюстрирует именно государственное социальное обеспечение, элементом которого является социальное обеспечение военнослужащих.
Система критериев дифференциации правового регулирования отношений по социальному обеспечению военнослужащих имеет сложный характер. Во-первых, такие критерии различаются между собой по степени их значимости. Основным среди них необходимо признать способ поступления на военную службу. К дополнительным критериям дифференциации можно отнести следующие обстоятельства: гражданство лица, заключившего контракт о прохождении военной службы; воинское звание и должность военнослужащего; пол военнослужащего; срок службы в календарном и льготном исчислении (выслугу лет); причину инвалидности или смерти военнослужащего; тяжесть повреждения здоровья военнослужащего; место службы и характер исполняемых в период службы задач; причину увольнения со службы и т.д.
Следует отметить, что такое разнообразие критериев дифференциации правового регулирования наблюдается только в системе государственного социального обеспечения и также свойственно социальному обеспечению ветеранов (оно отчасти взаимосвязано с социальным обеспечением военнослужащих) и лиц, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Ни в обязательном социальном страховании, ни в государственной социальной помощи или социальном обслуживании населения не используется такое количество дифференцирующих факторов.
В связи с тем, что военная служба по контракту является формой реализации права на труд, в критериях дифференциации правового регулирования социального обеспечения военнослужащих нашли отражение сформулированные С.Ю. Головиной функции дифференциации в сфере труда – защитная, компенсаторная, поощрительная, обеспечительная.
Во-вторых, социальное обеспечение военнослужащих-призывников дифференцировано в значительно меньшей степени, чем социальное обеспечение лиц, проходивших службу по контракту, поскольку в силу небольшой продолжительности военной службы по призыву в правовом положении граждан не успевают сформироваться различия, существенные с точки зрения объема социальных прав.