Принципы правового регулирования отношений по социальному обеспечению военнослужащих
Для целей государственного социального обеспечения военнослужащих существенное значение имеет такой отраслевой принцип права социального обеспечения как многообразие оснований и видов социального обеспечения, именуемый также принципом комплексности правового регулирования отношений по социальному обеспечению. Его использование позволяет обеспечить наиболее полную компенсацию социального риска и гарантировать защиту интересов граждан. М.Л. Захаров и Э.Г. Тучкова справедливо подчеркивают, что «на заре становления государственных систем социального обеспечения перечень оснований (социальных рисков), при наступлении которых у человека возникало право на социальное обеспечение, охватывал лишь утрату трудоспособности, старость и вдовство. По мере изменения социально-экономических условий и развития цивилизации этот перечень непрерывно расширялся».
Чрезвычайно важным для реформирования Вооруженных Сил РФ является высокий уровень социального обеспечения. Его достижению способствует реализация принципа установления уровня социального обеспечения, гарантирующего достойную жизнь человека. Указанный принцип нашел в науке права социального обеспечения как более широкую, так и более узкую трактовку. В.Ш. Шайхатдинов, в частности, указывает на существование принципа зависимости уровня обеспечения от прожиточного минимума. Е.Е. Мачульская выводит принцип адекватности уровня обеспечения для удовлетворения основных потребностей человека. В Федеральном законе от 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования» предусмотрен легальный принцип устойчивости финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемой на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного социального страхования (ст. 4).
М.Л. Захаров и Э.Г. Тучкова констатируют, что упоминание в формулировке данного принципа категории «прожиточный минимум» обедняет его содержание, поскольку прожиточный минимум пока не в полной мере обеспечивает человеку достойную жизнь. При этом отдельные виды социальных предоставлений не рассчитаны на полное обеспечение, а некоторые и вовсе не соизмеримы с прожиточным минимумом (например, медицинская или лекарственная помощь). Поэтому рассматриваемый принцип не нельзя абсолютизировать.
Объем (уровень, размер) государственного социального обеспечения военнослужащих должен определяться с учетом его соответствия некоторым критериям. Во-первых, уровень социального обеспечения должен быть более высоким, чем у иных категорий граждан, реализовавших свое право на труд, в том числе, и в сфере государственной службы. Это объясняется повышенным риском военно-служебной деятельности, а также особыми условиями ее прохождения. Во-вторых, размер основных социальных выплат (пенсий, пособий в связи с увольнением со службы, страхового обеспечения) бывшим военнослужащим следует устанавливать с учетом уровня их материальной обеспеченности на тот период, когда эти лица проходили военную службу. В случае предоставления социального обеспечения в натуральном виде или в виде компенсации каких-либо расходов, его объем необходимо соизмерять с целями установления данной меры социального обеспечения.