Принципы правового регулирования отношений по социальному обеспечению военнослужащих
С организационной точки зрения определяющее значение имеет принцип централизованного управления системой государственного социального обеспечения. Данный принцип предполагает ограничение круга субъектов, участвующих в обеспечении реализации социальных прав граждан, органами государственной власти и (или) государственными организациями по их поручению. На современном этапе развития отношений по социальной защите населения более актуальна противоположная тенденция, подразумевающая расширение количества их участников, в том числе, за счет негосударственных структур. В большей мере это характерно для обязательного социального страхования и социального обслуживания населения. Для государственного социального обеспечения эта тенденция, как и прежде, остается исключением из общего правила, фактически проявившим себя только в отношениях по социальному обеспечению военнослужащих (в том числе, приравненных к ним лиц), так как в осуществлении обязательного государственного страхования и жилищного обеспечения военнослужащих задействованы коммерческие организации.
Законодательство позволяет констатировать наличие особых принципов и в системе государственного социального обеспечения военнослужащих. Таков принцип взаимосвязи системы государственного социального обеспечения военнослужащих с системами социальной защиты иных категорий граждан, реализовавших свое право на труд. Наиболее полно он проявляется внутри самой системы государственного социального обеспечения, предусматривающей реализацию социальных прав различных категорий государственных служащих. Данный принцип можно признать продолжением принципа единства правовых и организационных основ государственной службы, предполагающего законодательное закрепление единого подхода к ее организации (п. 1 ст. 3 Закона о системе государственной службы).
Существуют общие начала между государственным социальным обеспечением и обязательным социальным страхованием. Об этом свидетельствуют правила исчисления некоторых видов стажа (страхового стажа и стажа государственной службы), а также использование схожих моделей правового регулирования пенсионного обеспечения, медицинской помощи и т.д. Государственное социальное обеспечение военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов в ряде случаев базируется на признании за ними равных прав в сфере социального обеспечения. Социальная защита гражданских государственных служащих имеет общие основы с социальной защитой лиц, работающих по трудовому договору (самозанятых граждан).
Не всегда реализация данного принципа бывает удачной. К примеру, в соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» период прохождения военной службы, включается в страховой стаж, если ему предшествовали или за ним следовали периоды работы или иной деятельности, сопровождавшиеся уплатой страховых взносов. При несоблюдении последнего условия включить военную службу в страховой стаж нельзя. Это негативно отражается на правовом положении граждан, имеющих значительную продолжительность военно-служебной деятельности, но не приобретших права на пенсию за выслугу лет (если продолжительность службы меньше двадцати лет). Недостаток содержания п. 1 ст. 11 Закона о трудовых пенсиях заключается в том, что данная норма фактически приравнивает военную службу к иным названным там периодам, ни один из которых не связан с трудовой деятельностью, что нельзя считать оправданным. В системе государственного социального обеспечения должны предусматриваться механизмы, позволяющие обеспечить таким военнослужащим источник средств к существованию независимо от их участия в страховой системе.