Принципы правового регулирования отношений по социальному обеспечению военнослужащих
Признавая всю сложность рассматриваемого вопроса, необходимо отметить, что различия между принципами системы социального обеспечения и принципами права социального обеспечения могут привести к противоречиям в регулировании соответствующих отношений. Система социального обеспечения (как и современная система социальной защиты населения) формируется при активном участии государства на основе норм права, и вне правовых отношений существование ее невозможно. Поэтому принципы системы социального обеспечения, должны соответствовать тем принципам, на основе которых осуществляется процесс нормотворчества.
Социально-экономические преобразования последних лет привели к трансформации системы социального обеспечения в систему социальной защиты населения, состоящую из следующих организационно-правовых форм: обязательного социального страхования государственного социального обеспечения, социального обслуживания населения и государственной социальной помощи.
Принципы правового регулирования дифференцированы с учетом организационно-правовых форм социальной защиты населения, на что обращала внимание Е.Е. Мачульская. Однако сформулированные в науке основные принципы права социального обеспечения (дифференциации отношений по социальному обеспечению, гарантированности определенного уровня социального обеспечения и др.) находят свое воплощение в каждой из них.
В законодательстве закреплены лишь принципы обязательного социального страхования и социального обслуживания населения, тогда как нормативные правовые акты о государственной социальной помощи и государственном социальном обеспечении принципов правового регулирования соответствующих отношений не содержат, что может вызвать лишь сожаление. Федеральный закон от 27 мая 1998 г. «О статусе военнослужащих» исключением в этом смысле не является. В научной литературе принципы государственного социального обеспечения лиц, проходящих военную службу, также не были широко исследованы. В одной из своих работ В.М. Корякин, опираясь на теорию права социального обеспечения, анализирует применительно к государственному социальному обеспечению военнослужащих, содержание следующих основных отраслевых принципов права социального обеспечения: всеобщности социального обеспечения; финансирования социального обеспечения за счет федерального бюджета; дифференциации условий и уровня социального обеспечения; универсальности и комплексности при предоставлении социального обеспечения; гарантированности социальной помощи во всех случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми; многообразия видов социального обеспечения; участия общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и реализации решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав.
Однако не все перечисленные В.М. Корякиным принципы ярко иллюстрируют специфику государственного социального обеспечения военнослужащих, хотя принцип дифференциации правового регулирования вполне можно признать важнейшим в данной сфере. В.Ш. Шайхатдинов справедливо именовал его принципом приоритета в обеспечении некоторых категорий трудящихся. По существу, сама система государственного социального обеспечения военнослужащих является результатом реализации указанного принципа в отношениях по социальной защите населения в целом, так как особенности формы реализации права на труд имеют в этом смысле определяющее значение.