Жилищное обеспечение как способ компенсации социального риска военнослужащих
Согласно п. 15 ст. 15 Закона о статусе военнослужащих гражданам, которые являются участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, выделяются денежные средства на приобретение жилых помещений в порядке и на условиях, установленных законодательством. Круг участников накопительно-ипотечной системы также определен п. 15 ст. 15 Закона о статусе военнослужащих и п. 1 ст. 9 Закона о накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения. Различные категории военнослужащих включаются в данную систему либо в обязательном порядке, либо на основе их волеизъявления, что зависит от времени поступления на военную службу, присвоения определенного воинского звания и продолжительности службы гражданина.
В юридической литературе отмечается, что участие в накопительно-ипотечной системе не связано с нуждаемостью в улучшении жилищных условий, что объясняется наличием у этой системы целей реализации права военнослужащих на жилище как одной из форм социальных гарантий и обеспечения заинтересованности граждан в несении военной службы.
Следует отметить, что при этом на участников накопительно-ипотечной системы не распространяются отдельные положения Закона о статусе военнослужащих. Например, они не могут быть получателями государственных жилищных сертификатов. Это свидетельствует о том, что гражданин реализует свои жилищные права лишь в одной из двух этих форм.
Законом о накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения определены основания возникновения права на использование накоплений, которые учитываются на именном накопительном счете участника (ст. 10). В первую очередь, таким основанием признается наличие общей продолжительности военной службы, в том числе в льготном исчислении, 20 лет и более. Также гражданин приобретает право на использование накоплений при увольнении со службы по следующим основаниям: 1) по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; 2) по состоянию здоровья – в связи с признанием его военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе; 3) в связи с организационно-штатными мероприятиями; 4) по семейным обстоятельствам, предусмотренным законодательством Российской Федерации о воинской обязанности и военной службе. При этом общая продолжительность военной службы увольняемого военнослужащего должна составлять 10 лет и более. Если увольнение со службы происходит в связи с признанием гражданина военно-врачебной комиссией не годным к военной службе, продолжительность выслуги лет для реализации права на использование накоплений не имеет значения.
Основанием возникновения права на использование накоплений членами семьи военнослужащего является также исключение участника накопительно-ипотечной системы из списков личного состава воинской части в связи с его гибелью или смертью, признанием его в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявлением его умершим. Указанные обстоятельства, как и факт увольнения участника с военной службы, являются также основанием для исключения его из реестра участников накопительно-ипотечной системы.