Жилищное обеспечение как способ компенсации социального риска военнослужащих
Приведенные в таблице сведения иллюстрируют рост накопительного взноса, который в 2007 году по сравнению с 2006 годом был очень значительным, тогда как в 2008 году размер взноса изменился в меньшей степени. В 2009 году взнос был увеличен уже в 1,868 раза.
Следует подчеркнуть, что в 2008 и 2009 годах размер накопительного взноса определялся нормами, посвященными особенностям установления расходных обязательств и использования бюджетных ассигнований в сфере социального обеспечения. Данный факт свидетельствует, что государство рассматривает накопительно-ипотечную систему жилищного обеспечению военнослужащих в качестве элемента их социального обеспечения.
Накопительные взносы, перечисляемые ежеквартально из федерального бюджета на одного участника накопительно-ипотечной системы, учитываются на именном накопительном счете участника в течение всего периода его военной службы.
Второй способ предполагает предоставление гражданину целевого жилищного займа. В соответствии со ст. 14 Закона о накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения каждый военнослужащий не менее чем через три года его участия в данной системе имеет право на заключение с уполномоченным федеральным органом договора целевого жилищного займа в целях: 1) приобретения жилого помещения или жилых помещений под залог приобретаемых жилого помещения или жилых помещений; 2) погашения первоначального взноса при получении ипотечного кредита (займа) и (или) погашения обязательств по такому кредиту (займу); 3) приобретения жилого помещения (жилых помещений) по договору участия в долевом строительстве.
Кроме того, средства целевого жилищного займа могут быть использованы участником накопительно-ипотечной системы для оплаты расходов, связанных с оформлением сделки по приобретению жилого помещения (жилых помещений) и (или) оформлению кредитного договора (договора займа), в том числе удостоверенного закладной, включая выплаты кредитору, связанные с выдачей кредита (займа), оплату услуг по подбору и оформлению жилого помещения (жилых помещений), оценщика, а также расходы по страхованию рисков в соответствии с условиями указанных договоров или закладной. Оплата указанных услуг и работ может быть произведена за счет средств целевого жилищного займа при условии соответствия оказываемых услуг и работ требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом.
Целевой жилищный заем предоставляется на период прохождения участником накопительно-ипотечной системы военной службы и является беспроцентным в этот период. Предельный размер займа не может превышать общую сумму расчетного суммарного взноса и учтенных на именном накопительном счете доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения на день предоставления целевого жилищного займа. Расчетный суммарный взнос представляет собой накопительные взносы, поступающие из федерального бюджета и учитываемые на именном накопительном счете участника за период военной службы накопительно-ипотечной системы до наступления установленного федеральным законом предельного возраста пребывания его на военной службе, соответствующего присвоенному воинскому званию (без учета дохода от инвестирования).