Меньшинство в конституционном праве многонациональной России
Одним из принципов конституционного строя России является принцип народовластия. В его основе лежит идея народного суверенитета, наиболее полно выраженная в теории «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо, согласно которой народ вправе сам выбирать и смещать правителя, если его деятельность перестаёт отвечать народным интересам. Поэтому ст.3 Конституции нашего государства устанавливает, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ», и запрещает присвоение этой власти иными субъектами под угрозой преследования по федеральному закону.
Не углубляясь в дискуссии по ч.1 данной статьи о том, носителем какого суверенитета и источником какой власти является российский народ, отметим, что краеугольным камнем любой демократии является проблема соотношения авторитета и прав большинства с авторитетом и правами меньшинства. Подлинное народовластие имеет место там и тогда, где и когда все властные решения принимаются волей большинства, под которым в русском языке понимается количественно преобладающая часть чего-либо, а в данном случае – количественно преобладающая часть российского многонационального народа. Демократический механизм народного волеизъявления может быть как непосредственным, или с помощью форм прямого народовластия, так и опосредованным, через, прежде всего, выборные органы государственной власти и органы местного самоуправления всех уровней. Неуклонное соблюдение такого порядка гарантирует единство народа в формировании своей властной воли и, как результат, его независимость и верховенство в определении путей и способов собственного развития.
Оценка роли и статуса меньшинства также требует пристального внимания, ибо согласно законам организации и деятельности целостной социальной системы элементы не только развиваются в направлении, заданном системой в целом, но и, в свою очередь, сами оказывают влияние на её развитие. Имеющиеся в литературе определения понятия меньшинства исходят, прежде всего, из его общелексической интерпретации как антипода большинству. В русском языке это меньшая или количественно уступающая другим в остальном сходным частям часть какого-либо целого.
Помимо общелексического, существуют и специальные научные определения понятия меньшинства. В конституционном праве и вообще в юриспруденции к ним относят находящиеся на территории государства группы лиц, численно меньшие по отношению к основной массе населения, отличающиеся от неё определёнными особенностями и стремящаяся сохранить свою самобытность. Это стремление говорит о том, что меньшинство должно обладать внешней обособленностью и групповым самосознанием. Они создают основу для его персонификации (способности выступать во вне в виде единого лица – персоны) и способности вырабатывать, выражать и осуществлять единую персонифицированную волю. Данные признаки составляют одно из сформулированных С.С. Алексеевым основных свойств возможного субъекта права, являясь фактической предпосылкой существования меньшинства как участника общественных отношений.