Жилищное право

Жилищное право как отрасль права выступает в качестве отправного понятия для отраслевой юридической науки и учебной дисциплины. Отрасли права отличаются друг от друга, прежде всего, предметом регулирования...

Подробнее:

Земельное право

Земельное право — самостоятельная отрасль российского права. Оно призвано регулировать особую сферу общественных отношений по поводу земли. Земля — первоначальный источник...

Подробнее:

Экологическое право

Одним из основных принципов охраны окружающей среды является ее надлежащее правовое обеспечение. Оно и обусловливает возникновение экологического права...

Подробнее:

Меньшинство в конституционном праве многонациональной России

Для противодействия принятию решений, противоречащих Конституции и законам, ущемляющих интересы как меньшинства, так и большинства, крайне важна роль негосударственных элементов политической системы. Тем более, что ст. 13 Конституции не только закрепляет политическое многообразие, но и провозглашает принцип равенства всех общественных объединений перед законом.

Согласно букве и духу Конституции это касается и политических партий, но, в зависимости от обладания депутатскими мандатами, их фактическое положение не одинаково. Наибольшими возможностями, влиянием и привилегиями, связанными с участием в осуществлении властной деятельности и получением государственного финансирования, обладают партии, кандидаты по спискам которых прошли в Государственную Думу. Ведущая роль среди них принадлежит партии (или блоку), получившей наибольшее количество депутатских мест, каковой в настоящее время является партия «Единая Россия». Она представляет собой партию большинства или партию власти, а другие партии, прошедшие в парламент, являются партиями парламентского меньшинства.

Тем не менее, как считает В.В. Комарова, любую политическую партию, победившую на выборах в органы власти, вне зависимости от количества депутатских мест, можно рассматривать как регулятивный элемент прямого народовластия. Во всех остальных случаях деятельность политической партии можно классифицировать как консультативную, не имеющую механизма непосредственного воздействия на осуществление властных функций.

Поскольку партии создаются для представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления, необходимо совершенствовать их функции в политической жизни и структуре гражданского общества, искать наиболее эффективную модель партийной системы. Одним из направлений этого процесса является повышение роли политических партий в формировании органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Другое направление заключается в реализации комплекса мер по сокращению количества партий в политической системе. Думается, именно в подобном русле следует оценивать повышение до 7% минимальной доли голосов избирателей, обеспечивающей право на участие в распределении депутатских мест в Государственной Думе Федерального Собрания России. По всей видимости, законодатель полагает, что партии, не сумевшие преодолеть этот барьер, в конце концов, прекратят свою деятельность и уйдут с политической арены.

Весьма желательным было бы конкретизировать содержание ст.13 Конституции о политическом и идеологическом многообразии и закрепить в ней основные принципы, определяющие положения партий в политической системе общества и, прежде всего, их взаимоотношения с государством.

Цели политической партии — это конституционный проект ее дальнейших действий, содержание которого затрагивает наиболее важные и значимые вопросы государственно-правовой действительности, а в широком смысле — судьбы государства в целом. Поэтому государство заинтересовано в сохранении и усилении своего влияния на политические партии и, прежде всего, в части определения их юридического статуса.

Возникает вопрос о пределах такого влияния, тем более что его возможности, в силу суверенного характера, у государства практически неисчерпаемы. Оно является зачастую единственным институтом, способным на деле обеспечить баланс интересов личности и общества. Именно неспособность общества во многих случаях самостоятельно решать насущные политические проблемы или отсутствие должного резерва времени для его принятия побуждает к активному государственному вмешательству. Иначе рост негативных тенденций в партийной системе может вылиться в угрозу общественной безопасности.

Навигация по сайту

Популярные новости

  • 28-03-2024Ирина Шиткина рассказала о поправках, которые предлагается внести в часть первую Гражданского кодекса. В настоящее время...
    Подробнее...
  • 26-03-202428 июня состоялась встреча руководителей Федеральной палаты адвокатов РФ Е.В. Семеняко и Ю.С. Пилипенко с руководителем Росрегистрации...
    Подробнее...
  • 24-03-2024С докладом выступил председатель комиссии Общественной палаты по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов...
    Подробнее...

Опрос на сайте

Для кого при приеме на работу можно устанавливать испытательный срок?
  •  Для выпускников училищ, идущих работать по специальности
  •  Для выпускников техникумов, идущих работать по специальности
  •  Для выпускников ВУЗов, идущих работать по специальности
  •  Для женщин с детьми до 3 лет
  •  Для беременных женщин
  •  Для государственных служащих
  •  Для лиц, которых избрали на эту должность