Жилищное право

Жилищное право как отрасль права выступает в качестве отправного понятия для отраслевой юридической науки и учебной дисциплины. Отрасли права отличаются друг от друга, прежде всего, предметом регулирования...

Подробнее:

Земельное право

Земельное право — самостоятельная отрасль российского права. Оно призвано регулировать особую сферу общественных отношений по поводу земли. Земля — первоначальный источник...

Подробнее:

Экологическое право

Одним из основных принципов охраны окружающей среды является ее надлежащее правовое обеспечение. Оно и обусловливает возникновение экологического права...

Подробнее:

Меньшинство в конституционном праве многонациональной России

С учётом сказанного термин «социальная принадлежность» обретает значение классовой или сословной принадлежности, а социальное меньшинство рассматривается как меньшинство по классовому или сословному признакам, в зависимости от отношения к собственности, процессам производства и распределения, профессии или рода занятий. Именно эти сведения подразумевались, когда в официальных документах и анкетах советского периода требовалось ответить на вопрос о социальной принадлежности или о происхождении.

Весьма часто под «социальным» понимается лишь то, что касается социального обеспечения, т.е. государственной системы материального обеспечения граждан в старости, а также в случае болезни и временной нетрудоспособности а также в других установленных законом случаях. Лица, так или иначе охваченные поддержкой данной системы, составляют численное меньшинство в составе населения любого государства. Можно предположить и то, что в каких-либо конкретных условиях может возникнуть проблема дискриминации этих лиц. Однако в реальной жизни говорить о них как о самостоятельной группе меньшинства вряд ли обоснованно, поскольку она складывается из меньшинств по возрасту (малолетних, несовершеннолетних детей и престарелых), по состоянию здоровья (инвалидов), и по случаю потери кормильца. Отдельную подгруппу составляют беженцы и вынужденные переселенцы, которым также допускается выплата пособий.

Тем не менее, ущемление прав социальных меньшинств создаёт напряжённость в обществе и способно стать причиной социального конфликта, особенно, если такое меньшинство является всего лишь психологическим, а в демографическом отношении составляет большинство в составе населения страны.

Помимо дискриминации социальных меньшинств конфликтную ситуацию создают недостатки государственной политики в целом, деятельность, нарушающая Конституцию и законы. Это также способно спровоцировать массовые выступления тех слоёв населения, интересы которого оказываются ущемлёнными в наибольшей степени. Подобное, как правило, случается, когда решение принимается меньшинством или в интересах меньшинства, в нарушение прав и законных интересов большинства, что противоречит закреплённому в ст. 3 Конституции Российской Федерации принципу народовластия.

Негативные последствия такого алгоритма тем более очевидны, что он лежит в основе самой системы реализации народного суверенитета в процессе референдума и выборов, которые являются высшими формами народовластия. Отечественное избирательное законодательство конца ХХ – начала ХХI века признавало выборы состоявшимися даже при фактическом участии в них меньше половины от общего числа избирателей округа. Такой шаг был сделан, когда на смену политическому ажиотажу «перестройки» пришло резкое снижение избирательно-правовой активности российских граждан, говорившее о падении их доверия к публичной власти, не справившейся с реформами и дезорганизовавшей социально-экономическое развитие страны. В этой связи законодатель серьёзно опасался признания выборов не состоявшимися из-за неявки избирателей на участки. Поэтому последней нормой, где «порог явки» или «избирательный кворум» устанавливался величиной хотя бы не менее 50 процентов от количества избирателей, внесённых в списки, стал подпункт 1 п.4 ст.76 первоначальной редакции Федерального закона от 10 января 2003г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», Согласно ст.ст.83 и 84 Федерального закона от 23 декабря 2002г. №175-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (в ред. от 23 июня 2003г.) аналогичный показатель для формирования народной палаты парламента нашей страны был уменьшен до 25 процентов.

Навигация по сайту

Популярные новости

  • 26-04-2024Ирина Шиткина рассказала о поправках, которые предлагается внести в часть первую Гражданского кодекса. В настоящее время...
    Подробнее...
  • 24-04-202428 июня состоялась встреча руководителей Федеральной палаты адвокатов РФ Е.В. Семеняко и Ю.С. Пилипенко с руководителем Росрегистрации...
    Подробнее...
  • 22-04-2024С докладом выступил председатель комиссии Общественной палаты по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов...
    Подробнее...

Опрос на сайте

Приходилось ли Вам пользоваться услугами юристов?
  •  Да приходилось
  •  Нет, не приходилось
  •  Часто обращаюсь к ним
  •  Я сам юрист
  •  Я сам пытаюсь решать все правовые вопросы