Меньшинство в конституционном праве многонациональной России
В то же время, государство не всегда своевременно улавливает изменения тенденций общественного развития, в связи с чем можно говорить о двух принципиально разных подходах к регулированию создания и деятельности политических партий. Первый – директивное определение количества политических партий, легально функционирующих в рамках политической системы. Второй - публично-правовое закрепление ряда специальных требований, предъявляемых к созданию и деятельности политических партий в части их организационной структуры, численности, масштаба деятельности, длительности существования.
Нетрудно заметить, что в первом случае ограничивается право граждан на объединение и их инициатива в осуществлении народовластия. Другой способ воздействия более мягкий и не противоречит конституционным принципам регулирования прав и свобод человека и гражданина. Ведь реализация права, в отличие от реализации свободы, происходит в конкретных правоотношениях и требует чёткой процедуры, а ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации допускает ограничение прав и свобод человека и гражданина федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Механизмы участия политических партий в выработке решений органов государственной власти и местного самоуправления разнообразны. Это вовлечение представителей политических партий в работу временных органов по разработке проектов нормосодержащих актов; заключение между органами публичной власти договоров и соглашений о взаимодействии; инициирование политической партией процедуры принятия соответствующего нормативного правового акта; участие политических партий в работе постоянно действующих консультативных органов типа Общественной палаты или Политического консультативного совета.
Однако практика существования подобных органов показала их недостаточную эффективность вследствие невысокого авторитета не только у населения, но и в глазах самих политических партий. Ввиду нередко субъективного подхода к подбору состава участников этих структур ряд оппозиционных партий (например, КПРФ и «Яблоко») заявили об отказе делегировать туда своих представителей. Другие партии ограничились направлением функционеров «второго эшелона», в связи с чем реальный тон в обсуждении вопросов задавали делегаты от объединений, не представлявших интересы большинства политических сил.
Думается, применительно к политическим меньшинствам стоит говорить не только о партийных или фракционных меньшинствах депутатов в выборных коллегиальных органах государственной власти и местного самоуправления, но и об оппозиции в целом. В политологии под ней понимают «политическое меньшинство, противостоящее политическому большинству, курсу проводимой политики, целям и методам осуществления государственной власти». При этом видами оппозиции называются: а) системная (разделяющая основные принципы, ценности и цели политической системы, но не согласная с правящей элитой в оценке политических приоритетов и методов) и внесистемная (ставящая под сомнение основополагающие политические ценности, принципы существующей политической системы, призывающая к радикальному изменению политического режима); б) парламентская (деятельность которой ограничена, в основном, парламентскими процедурами) и внепарламентская (действующая посредством носящих протестный характер митингов, шествий, демонстраций, пикетирований).