Меньшинство в конституционном праве многонациональной России
Ряд авторов считают меньшинствами «меньшие в численном отношении недоминирующие группы населения, имеющие этнические, расовые, религиозные или языковые отличия от большинства». Данный подход интересен тем, что помимо количественного, указывает на качественный критерий меньшинства, а именно, на отсутствие его доминирующего положения в обществе. Здесь обнаруживая связь с общелексическим толкованием слова «меньший», характеризующего в русском языке то, что уступает в остальном сходному другому не только по величине и количеству, но и по значению.
Эта точка зрения весьма напоминает дефиницию, предложенную в 1977г. Ф. Капоторти для реализации ст.27 Международного пакта о гражданских и политических правах. Согласно ей, меньшинство есть «меньшая по численности, не занимающая господствующего положения группа, члены которой – граждане этого государства – обладают с этнической, религиозной, или языковой точек зрения характеристиками, отличающимися от характеристик основной части населения, и проявляют, пусть даже косвенное, чувство солидарности в целях сохранения своей культуры, своих традиций, религии или языка».
Аналогичные позиции достаточно распространены в социологии и социальной психологии, где, говоря о меньшинстве, нередко имеют в виду не только и, возможно, не столько меньшую численность, сколько подчинённое положение общности по сравнению с другими ей подобными в конкретном социуме. Учитывая эти критерии, ряд зарубежных и отечественных исследователей даже подразделяют меньшинства на количественные и психологические. Под первыми они подразумевают группы населения, уступающие другим аналогичным группам по численному составу, а под вторыми – группы, члены которых, будучи нередко даже количественным большинством, имеют более низкий, или подчинённый, по сравнению с другими частями населения социальный статус. В отличие от них, психологическим большинством, также не зависимо от доли в составе населения, считается сообщество людей с привилегированным, доминирующим статусом, обладающих влиянием, властью и большей частью материально-финансовых ресурсов.
Оценивая приведённые суждения, необходимо заметить, что применительно к народовластию привилегированное, доминирующее положение меньшинства над подчинённым ему большинством не переводит меньшинство автоматически в численно преобладающую группу населения, а лишь свидетельствует о том, что оно в нарушение принципа народного суверенитета навязывает большинству свою волю. Это особенно заметно в избирательном законодательстве, когда с целью создания численного преимущества при голосовании для находящегося в количественном меньшинстве «психологического большинства» устанавливаются изъятия из принципов всеобщего и равного избирательного права. Помимо варьирования составом лиц, наделяемых избирательным правом, или наряду с ним, могут вводиться юридические механизмы, позволяющие принимать решения и без обязательного участия большинства избирательного корпуса.