Меньшинство в конституционном праве многонациональной России
Причисление людей к количественному или психологическому меньшинству осуществляется в зависимости от принадлежности лица к тем или иным группам населения. Однако говорить только о расовых, этнических, языковых или религиозных меньшинствах, на наш взгляд, недостаточно, ибо существуют и иные критерии для выделения такого рода общностей. Например, ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации запрещает любые формы ограничения прав граждан по признакам не только расовой, языковой, национальной или религиозной, но и социальной принадлежности. В силу этого есть основание говорить о социальных меньшинствах, хотя содержание термина «социальные» однозначному истолкованию не поддаётся.
В юридической науке и практике говорят о возрастных меньшинствах, к которым относят детей и престарелых; гендерных (по половому признаку) меньшинствах; меньшинствах по состоянию здоровья – инвалидах и сексуальных (соматических) меньшинствах. Причём, проблема геев и лесбиянок в последние десятилетия не только активно обсуждается в публицистике и специальной научной литературе, но и отражается в политической практике и правотворчестве в виде принятия юридических норм, защищающих их права геев и лесбиянок вплоть до создания однополых семей.
Специфической разновидностью меньшинств (в зависимости от характера взаимоотношения с государством) являются лица без гражданства, лица с двойным (множественным) гражданством, а также иностранные граждане, особыми группами которых могут быть беженцы, вынужденные переселенцы, работники-мигранты, получившие в прессе наименование «гастарбайтеры».
То обстоятельство, что политические и правовые решения на выборах, референдумах, в деятельности коллегиальных органов государственной власти и местного самоуправления принимаются большинством голосов, позволяет выделить политические меньшинства в составе избирательного или депутатского корпусов. О том же свидетельствует наличие оппозиционных партий, представляющих собой специфическую структурированную разновидность политического меньшинства, форму организации оппозиционной части населения.
В силу особой значимости социально-политических факторов в обеспечении устойчивого развития любого общества и государства, рассмотрим социальные и политические меньшинства более подробно.
Выяснение содержания категории «социальное меньшинство» требует анализа семантических особенностей прилагательного «социальное». В самом широком смысле оно охватывает всё, что имеет отношение к обществу, в противовес тому, что связано с естественно-природной средой, и отнесение этого к социальным меньшинствам лишено всякой логики.
В более узком понимании содержание «социального» охватывает внутреннее строение общества, его структуру, иерархию, статус и взаимоотношения составляющих его человеческих сообществ и их членов. Такие сообщества формируются по расовому, этническому, религиозному, языковому, классовому, сословному, профессиональному, гендерному и иным признакам. Однако, поскольку в Конституции Российской Федерации первые четыре критерия выделены, одновременно с социальным, в качестве самостоятельных, то, следуя законам формальной логики, семантический объём социального в данном случае, с точки зрения законодателя, будет распространяться только на классовые, сословные и гендерные (половые) общности. Вместе с тем, последние признаются группами, выделяемыми по биологическому критерию, и некоторые авторы считают их одним из главных (наряду с расовыми, этническими и религиозными) видов меньшинств.