Действие международных договоров в Российской Федерации
Включение Конституцией РФ общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров в правовую систему нашей страны коренным образом меняет понятие правовой системы России, ее структуру, ставит по-новому вопрос о соотношении, иерархии правовых актов по их юридической силе и содержащихся в них правовых нормах.
Решая вопрос о месте международных норм в правовой системе России и их роли в системе источников российского права, весьма важным представляется определить юридическую силу и характер их отношений с конституционными и текущими законами. Это тем более необходимо сделать, так как Конституция РФ недвусмысленно декларирует: в случае коллизии национального закона и норм международного права приоритет будет на их стороне, а не на стороне закона.
Нормы международного права действуют в пространстве, которое с различной степенью полноты уже урегулировано нормами внутригосударственного права. При этом неизбежно возникают конкуренция норм и коллизии применения права. Разрешать их можно, только определив юридическую силу правовых актов.
Практически возможны три варианта: а) они равны по юридической силе (приоритет, примат отсутствует); б) нормы национального права выше норм международного права (примат, приоритет национального права); в) юридическая сила норм международного права выше (приоритет, примат международного права).
Международное право далеко не однозначно по характеру содержащихся в нем правовых норм, поэтому действие отдельных видов источников международного права, отдельных норм в национальной системе права может быть различным: с приоритетом и без такового. И, следовательно, отношение к ним, по крайней мере, в той части, которая касается примата международного права, не может быть однозначным. Во многом это зависит от вида источника международного права, используемого государством, а главное – от источника национального права. Речь идет о международном договоре, общепризнанных принципах и обычных нормах и, конечно, конституции.
Решение данной проблемы актуально не только в теоретическом плане. И для практикующих юристов важно иметь четкое представление об иерархии международно-правовых регуляторов, о способах преодоления юридических коллизий между общепризнанными принципами международного права, международными договорами России, нормами и обычаями международного права в процессе применения «национальных» правовых норм. Рассмотрим правовую природу международного договора.
Как правило, международный договор имеет силу закона или приоритет. Так решается вопрос в Бельгии, Голландии, Франции, США, Швейцарии и других странах. Например, Конституция США предусматривает, что «настоящая Конституция и законы Соединенных Штатов, изданные в ее исполнение, равно как и все договоры, которые заключены или будут заключены Соединенными Штатами, являются высшими законами страны, и судьи каждого штата обязаны к их исполнению, хотя бы в Конституции и законах отдельных штатов встречались противоречащие постановления. Статья 55 Конституция Франции 1958 г. определяет: «Международные договоры и соглашения, должным образом ратифицированные или одобренные, имеют силу закона».