Действие международных договоров в Российской Федерации
Следует исключать случаи, когда международный договор, противоречащий закону, вступает в силу с момента его подписания или иным путем без ратификации. Конечно, здесь следует констатировать нарушение российского законодательства. Несмотря на это, с точки зрения международного права заключенный с нарушением национального международного права договор действителен. Согласно Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г., государство «не вправе ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им договора» (ст. 27).
В связи с этим вполне обоснованным и логичным представляется высказанное в научной юридической литературе суждение, согласно которому юридическая сила международных договоров РФ, утвержденных указом президента РФ, равна юридической силе самого указа. Соответственно, юридическая сила международных договоров, утвержденных постановлением Правительства РФ, равнозначна юридической силе данного постановления. Естественно, что ни первая, ни вторая группы международных договоров РФ, как и утвердившие их нормативно-правовые акты, не только не обладают приоритетом перед федеральными законами, а, наоборот, сами находятся под ними, заключаются и осуществляются в строгом соответствии с ними.
Утвержденные правительством договоры обладают силой его постановлений и имеют приоритет в отношении правительственных и всех нижестоящих актов. Они расположены в системе национального законодательства между законами и нормативными актами правительства страны. Межведомственные договоры снижаются еще на одну ступеньку. Они могут устанавливать иные правила, чем в актах соответствующего и нижестоящего уровня в пределах компетенции ведомства.
Международные договоры РФ, утвержденные, согласно федеральному закону «О международных договорах», президентом или Правительством Российской Федерации, имеют приоритет лишь в отношении президентских, правительственных или иных актов, издаваемых нижестоящими органами. Нормы межведомственных договоров, как верно подмечается исследователями, «пользуются приоритетом лишь в отношении актов соответствующего ведомства (ведомств)».
Приоритетом по отношению к национальным законам, традиционно понимаемым в отечественной и зарубежной литературе в широком смысле – в смысле совокупности всех правовых актов, основанных на законе, обладают все без исключения разновидности международных договоров РФ, но только каждая на своем уровне: соответственно – на уровне указов президента, постановлений Правительства, на ведомственном и межведомственном уровнях. Что же касается ратифицированных международных договоров РФ, то они, имея приоритет над национальными законами Российской Федерации, обладают им и на всех других законодательных уровнях.