Жилищное право

Жилищное право как отрасль права выступает в качестве отправного понятия для отраслевой юридической науки и учебной дисциплины. Отрасли права отличаются друг от друга, прежде всего, предметом регулирования...

Подробнее:

Земельное право

Земельное право — самостоятельная отрасль российского права. Оно призвано регулировать особую сферу общественных отношений по поводу земли. Земля — первоначальный источник...

Подробнее:

Экологическое право

Одним из основных принципов охраны окружающей среды является ее надлежащее правовое обеспечение. Оно и обусловливает возникновение экологического права...

Подробнее:

Действие международных договоров в Российской Федерации

Договоры должны содержать нормы права. В зависимости от юридического содержания в международно-правовой литературе все договоры традиционно подразделяются на правообразующие (нормообразующие) договоры, которые предусматривают новые общие нормы будущего международного поведения, или подтверждающие, определяющие или отменяющие существующие обычные или конвенционные нормы общего характера, и неправообразующие договоры (договоры-сделки). Одни из них формируют общие нормы, рассчитанные на широкий (точно неопределенный) круг субъектов и на многократность применения, а другие содержат в себе строго индивидуальные нормы, создающие права и обязанности «только для договаривающихся сторон». Согласно доминирующему в юридической науке представлению о праве и его источниках, первые выступают в качестве источников международного, а применительно к договорам Российской Федерации – национального, российского права, в то время как вторые договоры-сделки – являются источником прав и обязанностей лишь для участвующих в договоре сторон.

Таким образом, в национальное право включается только та часть международных договоров, которые соответствуют названным требованиям, и только об этой части можно ставить вопрос о приоритете международных договоров Российской Федерации по отношению к российским национальным законам, а вместе с тем вопрос об их юридической силе и характере их отношений с законами. Решать его необходимо, как представляется, дифференцированно, с учетом существования всего разнообразия как договоров, так и законов.

Дифференцированный подход к международным договорам Российской Федерации – к определению их юридической силы и приоритета по отношению к законам означает, что к ним нельзя подходить как к совокупности неких равнозначных институтов, а необходимо учитывать особенности каждого из них и свойственную каждому из них юридическую силу. Ведь очевидно, например, что не могут быть равнозначными по своим юридическим возможностям и степени воздействия на национальное законодательство такие международные договоры, как межгосударственные договоры, с одной стороны, и межведомственные договорные акты – с другой. Кроме того, есть договоры ратифицированные и нератифицированные, императивные и факультативные. Надо полагать, что их юридическая сила различна.

Необходимо учитывать то, что соотношение международного договора с актами законодательства, в частности гражданского, зависит от множества факторов, к числу которых относятся положения самого договора о сфере его действия, содержащиеся в международном договоре отсылки к национальному праву, форма применения международного договора (обязательное, факультативное). В случаях обязательного применения именно договоры определяют пределы, в которых действует гражданское законодательство РФ. При факультативном применении договора действие гражданского законодательства РФ также определяется международным договором, но при условии соблюдения императивных требований законодательства РФ.

Навигация по сайту

Популярные новости

  • 25-04-2024Ирина Шиткина рассказала о поправках, которые предлагается внести в часть первую Гражданского кодекса. В настоящее время...
    Подробнее...
  • 23-04-202428 июня состоялась встреча руководителей Федеральной палаты адвокатов РФ Е.В. Семеняко и Ю.С. Пилипенко с руководителем Росрегистрации...
    Подробнее...
  • 21-04-2024С докладом выступил председатель комиссии Общественной палаты по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов...
    Подробнее...

Опрос на сайте

Депутатом в Государственной Думе может стать человек, которому уже исполнилось?
  •  Восемнадцать лет
  •  Двадцать лет
  •  Двадцать один год
  •  Двадцать пять лет
  •  Тридцать пять лет