Идеи национальных программ и способы их восприятия правом
В сентябре 2005 года была заявлена президентская программа реализации национальных программ в области образования, здравоохранения, жилищного строительства и развития агропромышленного комплекса, названы государственные структуры, напрямую ответственные за выполнение этих программ, и созданы новые. Это, в первую очередь, Совет при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных программ, межведомственные рабочие группы при Совете по приоритетным национальным программам: «Здоровье», «Качественное образование», «Доступное и комфортное жилье» и «Развитие агропромышленного комплекса». К началу 2006 года была проделана необходимая подготовительная работа, приняты первоочередные правовые акты, которые позволили перейти с 1 января 2006 года к запуску проектных мероприятий, способствующих достижению этих и других первоочередных целей.
Идеи национальных программ как разновидность социальных идей, в том или ином виде структурируется не только в системе государственного управления, но и правового регулирования. А значит за социально-гуманным лозунгом «Каждый гражданин имеет право на достойное существование» стоит вполне конкретный вопрос о том, имеет ли такого рода помощь со стороны государства правовой характер, иначе являются ли такого рода взаимосвязи правоотношениями? Поэтому в юридической доктрине положения национальных программ нашли свой отклик, где, однако не в правовом, а социально-гуманитарном ключе было замечено, что появление самой идеи о выделении тех сфер жизни общества, на которые следует обратить особое внимание власти и общества, во многом обусловлено уникальным моментом в истории России, когда общественные институты и властные структуры готовы соединить свои усилия для достижения благополучия населения в масштабах всей страны. Юридический же образ национальных программ анализу не подвергался. Пока усилия правовой доктрины сконцентрированы на анализе существующего законодательства, регулирующего отношения, обозначенные в той или иной национальной программе. В то время как не менее значимыми являются ответы на вопросы о том, как идеи национальных программ воспринимаются правовой материей, соотносятся с ней, влияют на нее, образуют ли положения национальных программ содержание права позитивного, являясь с нормами права однопорядковыми явлениями? Невнимание к этим и другим, более общим проблемам национальных программ отчасти объяснимо тем фактом, что тематика национальных идей и национальных проектов для российской науки, как в целом, так и правовой, является новой - в большей степени эти категории были уместны в публицистической литературе и лишь в последнее время стали предметом теоретического осмысления, правда больше в «облике» национальных интересов.
Появление и формирование тех или иных национальных идей, отражающих экономические и нравственные закономерности общественного развития, сопровождает любую стадию становления общества. Отсюда ни одно общество не живет без идей, «это его духовная опора, система представлений о желаемом общественном устройстве и путях его достижения».
Сегодня национальные программы – достаточно большой в номинальном отношении блок предписаний: уже действуют более 40 федеральных целевых программ, но можно ли отнести их к законодательству, ведущая функция которого выступать регулятором отношений? Либо это: политическая декларация, на сей раз сбалансированная с финансовыми ресурсами; правовой акт, имеющий цель установления общих правовых рамок; «лирическое отступление» законодателя, ориентированное на естественные права и свободы человека; политические амбиции власти, облекаемые в форму закона, создавая впечатление того, что перед нами нормальное положение вещей.