Идеи национальных программ и способы их восприятия правом
Как говорится в самих программах – они программно-целевой инструмент осуществления государственной социально-экономической политики, предусматривающий достижение целей и приоритетных направлений развития страны? Как отмечают сами разработчики - это своего рода целеуказание и одновременно инструмент… индикаторы, показывающие те сферы жизни, в которых у нас существуют наиболее серьезные проблемы и где мы должны сконцентрировать все наши усилия». Тогда возникает вопрос о том, насколько этот инструмент обладает юридической генетикой.
На первый взгляд с учетом происходящих процессов глобализации, программы видятся как простая демонстрация решимости политических сил России, помноженная на стремление к полноправному участию в семье европейских демократий. Однако окончательный ответ на поставленный вопрос будет зависеть в итоге от того, чему больше отдать предпочтение в его решении: идеологии или юридическому формализму.
Путь идеологического «измерения» видится наиболее приемлемым. Однако в своем изолированном рассмотрении он не позволит в итоге ответить на вопрос о том, какое место занимают национальные программы в системе актов правового регулирования. А значит, без ответа останется столь существенный вопрос о том, какие все-таки способы достижения целей заложены в содержании программ: рыночные - когда недостающие ресурсы передаются государством в руки тех, кто может их использовать с наибольшей эффективностью на началах «саморегуляции» в сочетании с должной организованностью во всех областях общественной жизни? Или методы администрирования, инициируемые, поддерживаемые и обеспечиваемые деятельностью государственного аппарата с развитием соответствующих институтов публичного права?
Из-за отсутствия минимальной нормативной базы для таких программ, неопределенности их места в правовой материи, эти и многие другие вопросы сегодня не имеют никакого решения, а значит, дело не только за методами реализации данных мероприятий, но и в неопределенности прав и обязанностей органов и лиц, ответственных за их реализацию, в отсутствии мер ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение этими органами и их должностными лицами возложенных на них обязанностей. Поэтому последовательно отдадим внимание как идеологическому, так и юридическому компонентам, помня о том, что неотъемлемым элементом правовой системы любого государства является идеологический в виде совокупности правовых взглядов, идей, представлений, настроений, ценностных ориентаций, чувств людей по отношению к праву и правовым явлениям.
Процессы, происходящие в развитии современного российского законодательства, свидетельствуют об освобождении его от чрезмерной идеологизированности, присущей законодательству советского периода. Но это не означает, что право России лишено идеологии. Как справедливо указывает Н.И. Матузов, «стремление освободиться от всякой идеологии есть тоже идеология, и она может привести к отрицательным последствиям». Назначение идеологии в выработке ценностей, которые впоследствии надлежит претворить в действительность. Одним из социальных институтов, утверждающих и реализующих эти ценности, является право. Поэтому право позитивное – это всегда носитель известных идеологических ценностей. Ни одна его крупная область не обходится без исходных идей, важных и необходимых для понимания ее сущности: места, роли, назначения в системе права, а также характеризующих процесс правоприменения.