Идеи национальных программ и способы их восприятия правом
Согласно ст. 3 ГК РФ «Гражданское законодательство и иные акты, содержащие нормы гражданского права», гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов… Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу». Из указанной нормы видна и необходимая отраслевая привязка актов, относящихся к гражданскому законодательству, и их связь и должная иерархичность норм, расположенных, в том числе и за пределами ГК РФ.
Отсутствие четкого и единообразного нормативно закрепленного определения понятия «законодательство», создает значительные трудности в правотворческой и правоприменительной практике, а также в учете и систематизации нормативных актов. В то время как это понятие должно трактоваться однозначно, в своем узком, собственном смысле. В этом случае становится ясно, что положения национальных программ не могут и не должны претендовать на роль законодательства, так как не способны выступать в роли типизированных нормативных решений.
Пока же при нерешенности этой проблемы субъективизм в оценке места национальных программ трудно преодолим. Свою роль играет и неопределенность понятия «источник права». Как отмечал еще в 1946 г. С.Ф. Кечекьян «это понятие принадлежит к числу наиболее неясных в теории права. Нет не только общепризнанного определения этого понятия, но даже спорным является самый смысл, в котором употребляется слово «источник права». В современных исследованиях эта проблема сохраняет свое значение. Однако относительно общим в существующих определениях источников права остается тот признак, что они есть форма придания социальным нормам качества обязательных, а потому классическое понятие «источник права» предполагает правотворческий процесс со всеми его формально-процедурными признаками.
В связи со сказанным надо заметить, что национальные программы имеют и еще одно вполне официальное название – президентские. С учетом этого можно увидеть, что речь идет не о законотворческом процессе, а об исполнительно-распорядительном нормотворчестве, живущем по своим, чаще всего стихийным законам, имея серьезную политическую подоплеку. Государственное регулирование общественных отношений на уровне исполнительной ветви власти является наиболее оперативным механизмом. Именно с помощью таких источников права, как указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти подлежит упорядочению широкий пласт отношений. Между тем, наиболее существенные и значимые общественные отношения, носящие длительный характер, регулируются посредством принятия законодательной ветвью власти нормативно-правовых актов в форме законов и иных нормативных актов.
Нельзя не признать, что российское законодательное хозяйство имеет еще много недостатков и нерешенных проблем – этого отрицать нельзя, как нельзя отрицать и тот факт, что конкретных законодательных решений, направленных на заботу о личности, удовлетворение ее материальных и духовных потребностей, социализацию общества, у нас уже принято достаточно.