Идеи национальных программ и способы их восприятия правом
Влияние идей на правовую систему признается большинством ученых. Так, С.С. Алексеев, отмечает: «в любой более или менее развитой национальной юридической системе одной из «граней» права являются правовые идеи». Д.А. Керимов отмечает роль правовых идей как ориентиров, средств правовой деятельности, направленной на регулирование общественных отношений и их преобразование.
Идеи правовые - особая разновидность общественно-политических идей, среди которых они выделяются рядом специфических признаков. Своим предметом отражения эти идеи имеют правовую сферу общественной жизни, ту систему общественных отношений, которая должна быть закреплена в нормах права в качестве гарантированной государством модели определенного социального состояния. Являясь отражением наиболее социально-значимых потребностей, эти идеи предполагаются объективно общеобязательными, а потому способны привлечь внимание государства и охраняться им. В этом случае они преломляются через правосознание, конкретизируются в соответствии с назревшими объективными потребностями правового регулирования и закрепляются в действующем законодательстве. Объективное общезначимое выражение идеи способны получить в соответствующих юридических конструкциях. В них, по высказыванию С.С. Алексеева, происходит своеобразное «соединение реальностей (ее требований) в области практических отношений, опыта и ума». В этом случае идея, ставшая сутью конструкции, приобретет юридический характер, поскольку таковой она способна стать «лишь в случае своего отражения в правовых категориях».
Как показывает анализ текстов национальных программ, в их содержании содержатся идеи весьма прагматического содержания, наполненные общесоциальными постулатами аксиоматического характера. Эти постулаты позволяют взглянуть на существо проблем не только через призму государственной воли, но и с точки зрения общечеловеческих позиций, а также нравственных ценностей. Но воплощены они не в правовых идеях, а в идеях целеполагающих, перспективных или программных.
Категория цели, заложенная в содержании той или иной программы подчеркивает ее высокую роль. Однако без связи с действующим законодательством эта роль остается всего-навсего абстрактно-теоретической. Ведь речь идет о цели, за недостижение которой к суду не привлекают. Целевые индикаторы в совокупности с показателями реализации и обязанность ежеквартальной отчетности государственных заказчиков программ не являются реальными юридическими механизмами. Последние надо заметить в программах фактически отсутствуют или настолько «заглублены», что в итоге реализация прав, ради которых эти программы утверждены, в меньшей степени зависит от правовых предписаний, и в большей степени от внешних факторов, лежащих в фактической плоскости. Время уже показало, что эти составляющие программы не способны обеспечить их работоспособность. В силу этого все чаще слышатся высказывания о необходимости принятия закона «О федеральных целевых программах».