Идеи национальных программ и способы их восприятия правом
На практике это должно означать, что политические лозунги и декларации не могут и не должны заслонять юридическую материю во избежание «фактов политизации законодательства, когда оно используется в роли «транспорта» различных политических программ и деклараций».
Таким образом, назначение национальных программ видится в том, что в их содержании аккумулируются целеполагающие программные идеи, повышающие значимость существующих и будущих правовых предписаний. Представляется, что именно эту функцию и выполняют декларативные идеи, наполняющие содержание национальных программ.
Путь юридического формализма основан на аксиоме о том, что «единственная нормативная система, регулирующее воздействие которой на отношения между людьми влечет для их участников определенные юридические последствия – это право». Применительно к исследуемой проблеме этот путь в значительной степени затруднен несколькими фактами, которые следует обозначить. Они в отсутствии общепризнанного теоретического фундамента по вопросу закрепления в правовой материи таких актов как декларации, смешении широкого и узкого понятий «законодательство», нерешенности в теории права многих вопросов источниковедения. Уже поэтому выводы, к которым стремится автор настоящей статьи, не могут претендовать на однозначность и единственно верный вариант оценки роли национальных программ в праве. Тем лучше. Проблема достаточно остра – юридическая жизнь этих документов уже обнаружила немало правовых противоречий, неясностей в соотношении существующих норм законодательства и положений программ. Не последним является и вопрос о роли их положений в процессе правоприменения.
Можно утверждать, что понимание законодательства как «приоритетной формы осуществления государственной власти и правотворчества» пока остается ведущим. С учетом такого подхода положения национальных программ можно выгодно причислить к законодательству. Это значительно повышает общественный статус программ, создает определенный имидж для данных политических документов, придает особую значимость политико-правовым ценностям и стандартам современного общества, выражаемым в форме той или иной социальной идеи. Однако, несмотря на отмеченное в литературе «ослабление таких признаков нормативного акта, как нормативность, длительность существования, всеобщность», для любого специалиста в области юриспруденции, независимо от того как - широко или узко он его понимает, законодательство ассоциируется, прежде всего, с правовыми механизмами, правами и обязанностями, юридической ответственностью и защитой. Иными словами речь идет об особо формализованной системе «юридически возможного и юридически необходимого» (О.А. Красавчиков). А ведущая особенность юридической практики, как одного из видов социальной практики, состояла и состоит в том, что она всегда нуждалась и нуждается в формализованных правилах поведения, конкретных законодательных велениях. Отсюда в правоприменительной практике, сохраняющей ориентир на догматическое правоприменение, понятие «законодательство» сжимается до того узкого и вполне оправданного понятия законодательства, которое принято пока только в единственном кодифицированном нормативном акте – Гражданском кодексе РФ.