Управление многоквартирными домами
Ревизионная комиссия кооператива:
1) в обязательном порядке проводит плановые ревизии финансово-хозяйственной деятельности кооператива не реже одного раза в год;
2) представляет общему собранию членов кооператива заключение о бюджете кооператива, годовом отчете и размерах обязательных платежей и взносов;
3) отчитывается перед общим собранием членов кооператива о своей деятельности.
Ревизионная комиссия жилищного кооператива в любое время вправе проводить проверку финансово-хозяйственной деятельности кооператива и иметь доступ ко всей документации, касающейся деятельности кооператива.
Жилищный кооператив по решению общего собрания его членов может быть преобразован в товарищество собственников жилья или ликвидирован по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством.
Четвертым способом управления многоквартирным домом является управление им посредством создания товариществ собственников жилья. ТСЖ - относительно новая для отечественного законодательства форма объединения собственников имущества для обеспечения эксплуатации этого имущества. В последнее десятилетие власти прилагают немалые усилия к внедрению этой формы управления многоквартирными домами в жизнь. В 1996 г. был принят специальный Федеральный закон "О товариществах собственников жилья", заменивший собой Временное положение о кондоминиуме, утв. Указом Президента РФ от 23 декабря 1993 г. N 2275. В 90-е гг. ТСЖ нередко насаждались чисто административными методами, о чем, например, свидетельствовали те нормы Закона "О товариществах собственников жилья", которые предусматривали принудительное вступление собственников квартир в ТСЖ и которые были признаны не соответствующими Конституции РФ постановлением Конституционного Суда РФ от 3 апреля 1998 г.
Однако больших успехов в деле создания ТСЖ до сих пор не достигнуто. Во многих домах, для управления которыми по инициативе сверху были созданы ТСЖ, в частности ТСЖ, созданные застройщиками еще на этапе строительства многоквартирного дома, реально мало что изменилось, кроме увеличения платы за содержание и обслуживание дома. Члены многих таких ТСЖ зачастую проявляют пассивность и не желают использовать те правовые возможности, которые им как собственникам предоставлены законодательством. Немалую вину в том, что процесс создания ТСЖ идет очень медленно, несут и органы власти, которые, несмотря на многочисленные заверения об обратном, на практике нередко всеми силами препятствуют тому, чтобы ТСЖ становились подлинными хозяевами домов, а также ставят дома ТСЖ в неравное положение с домами государственного и муниципального жилищных фондов. Конечно, есть и достаточно успешные ТСЖ, созданные по инициативе снизу, когда среди собственников помещений находились деятельные, грамотные и честные лица, усилиями которых удалось наладить эффективное управление жилыми домами.