Общие положения о подряде
В то же время качество результата выполненной работы не тождественно качеству товара, отчуждаемого по договору купли-продажи, постольку, поскольку в договоре подряда, основанном на индивидуальном заказе, некачественным будет всякое отступление подрядчика от условий заказа, хотя бы и не препятствующее использованию результата по назначению в принципе. Так, несоблюдение подрядчиком размера, фасона и других физических характеристик сшитого костюма будет некачественным для конкретного заказчика, но отсутствие такого - индивидуального - качества отнюдь не препятствует использованию данного костюма лицом с другими антропометрическими данными, вкусами, предпочтениями и проч.
Вопрос качества результата работы имеет прямую связь с вопросом, подлежит ли он приемке и оплате заказчиком. Качество выполненной работы прежде всего должно соответствовать условиям договора, а при отсутствии или неполноте договорного регулирования этого вопроса - требованиям, обычно предъявляемым к работе соответствующего рода. Качество работы, выполняемой подрядчиком, осуществляющим предпринимательскую деятельность, должно соответствовать обязательным требованиям, предусмотренным законодательством или в установленном им порядке, а в силу особого соглашения подрядчика и заказчика оно может соответствовать более высоким требованиям. Закон дифференцирует все недостатки подрядного результата на явные и скрытые, а также на несущественные и существенные, устранимые и неустранимые, связывая с этим различные правовые последствия.
Вопрос о качестве работы связан: a) с необходимой и достаточной продолжительностью существования свойств результата, обеспечивающих пригодность его использования, и б) с предельным сроком обнаружения его недостатков для целей последующего предъявления соответствующих требований. В связи с этим ГК предусматривает две ситуации.
Во-первых, по общему правилу результат работы должен иметь договорное или обычное качество, по крайней мере, в момент его сдачи и сохранять его в пределах разумного срока. Соответственно по общему правилу заказчик может предъявить подрядчику требования, связанные с ненадлежащим качеством результата работы, если оно было обнаружено в течение этого разумного срока, но в пределах двух лет со дня передачи результата работы.
Во-вторых, если в соответствии с законодательством, договором или обычаем делового оборота для результата работы предусмотрена гарантия качества, результат работы должен соответствовать договорному или обычному качеству в течение всего гарантийного срока. Как правило, гарантийный срок начинает течь с момента, когда результат работы был принят или должен был быть принят заказчиком. По общему правилу гарантийный срок не течет, если заказчик: a) был лишен возможности использовать результат работы по обстоятельствам, зависящим от подрядчика; б) не использовал результат работы из-за недостатков. В первом случае он не течет до устранения подрядчиком указанных обстоятельств, во втором - продлевается на период, пока результат работы не использовался при условии надлежащего извещения подрядчика о недостатках работы. Соответственно заказчик может предъявить к подрядчику требования, связанные с недостатками результата, на который установлен гарантийный срок, если они были обнаружены в течение гарантийного срока. Наряду с общим закон предусматривает и особый гарантийный срок, который является: коротким и устанавливается только договором. При короткой гарантии на результат заказчик может предъявить к подрядчику требования, связанные с его недостатками, и по истечении срока гарантии, но в пределах двух лет. Данное правило уравнивает подрядчиков, предоставивших короткую гарантию, с теми, которые не предоставили гарантию вообще, и исключает преимущество первых перед вторыми.