Понятие, содержание и структура таможенного дела
Что касается субъектов Российской Федерации, то целесообразно всемерно учитывать их потребности и интересы, а также опираться на информационно-консультативную помощь с их стороны в ходе подготовки нормативных документов в области таможенного дела, проектов дислокации таможен, обеспечения их инфраструктурой и т. д. Такой подход к интересам субъектов Российской Федерации реализован в ряде указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ по таможенным вопросам.
Учитывая также тесную "соприкасаемость" таможенных и других государственных органов, необходимо всесторонне углублять взаимодействие между ними. Такой характер взаимоотношений предусмотрен ст. 13 ТК. В ней установлено, что таможенные органы Российской Федерации в целях решения задач таможенного дела взаимодействуют с иными правоохранительными и другими государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами. Более того, в третьем абзаце данной статьи говорится: "В соответствии с законодательными актами Российской Федерации таможенные органы Российской Федерации вправе допускать выполнение под своим контролем отдельных действий, относящихся к их компетенции, другими государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями".
Основные цели таможенной политики Российской Федерации, в соответствии со ст. 2 ТК, – наиболее эффективное использование инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории Российской Федерации, участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулированию развития национальной экономики, содействию структурной перестройке и другим задачам экономической политики Российской Федерации.
Конечно, это далеко не полный перечень. Но он дает достаточно ясное представление об основных контурах и параметрах таможенной политики, а также позволяет выявить ее соотношение с таможенным законодательством.
Поскольку мы непосредственно подошли к характеристике таможенного законодательства, следует остановиться на понятии таможенного регулирования, которое используется в ряде статей Конституции РФ.
По нашему мнению, данное понятие весьма не однозначно. Конечно, речь идет о регулировании таможенного дела, а не какой-то иной сферы. Причем подразумевается преимущественно правовое регулирование, хотя, заметим сразу, этого явно недостаточно. Вот почему таможенное регулирование предполагает использование целого спектра способов, методов, приемов. Даже самые тщательные с юридической точки зрения нормы не будут "работать" на практике. Когда речь идет о таком многоплановом понятии, как таможенное регулирование, прежде всего надо иметь в виду, что его необходимо рассматривать только в теснейшей, органической связи с еще более сложным явлением, каким представляется современная таможенная политика России. А она в настоящее время отличается не только новыми подходами и динамизмом, но и недостаточной стабильностью, а подчас – непоследовательностью и противоречивостью.
Если кратко охарактеризовать правовую основу современного российского таможенного дела, то условно можно говорить о трех ее составных частях: 1) конституционные нормы, прямо или косвенно регулирующие таможенное дело; 2) нормы законодательства, т. е. собственно таможенные законы, и нормы иных законов, регулирующие таможенное дело; 3) текущие нормативно-правовые акты по вопросам таможенного дела.