Понятие, содержание и структура таможенного дела
Руководство таможенным делом – одна из форм управления, координации и контроля за реализацией таможенной политики. Оно входит в компетенцию государственной власти Российской Федерации – Федерального Собрания, Президента, Правительства.
Управление таможенным делом следует определить как организацию и осуществление управленческой деятельности, нацеленной на проведение в жизнь таможенной политики на различных территориальных уровнях: в рамках Российской Федерации в целом, на региональном – республиканском, краевом, областном уровнях; на уровне территории деятельности таможенных постов.
Прежде чем перейти к вопросу о содержании и месте таможенной политики в структуре таможенного дела, необходимо еще раз сказать о следующем. Включение таможенной политики в понятие таможенного дела, как это сделано в ТК, – новшество, причем не бесспорное. Многое за-висит от того, какое содержание вкладывать в понятие "таможенная политика". В предыдущих таможенных кодексах, в том числе в ТК СССР 1991 г., таможенная политика не включалась в понятие "таможенное дело". Она рассматривалась отдельно, только как составная часть внешней и внутренней политики страны. В действующем российском ТК таможенная политика включена в состав понятия "таможенное дело". Однако цели этой политики, которые подробно определены в ч. 2 ст. 2 ТК, выходят далеко за рамки приведенного в ст. 1 определения таможенного дела. По смыслу ч. 2 ст. 2 ТК, таможенная политика – это нечто более широкое, охватывающее стимулирование и защиту национальной экономики России, регулирование товарооборота, проведение структурной перестройки и другие масштабные процессы.
Во-первых. Таможенная политика призвана обеспечивать не только защиту национальной экономики, но и ее развитие, прогресс и, в конечном счете, процветание.
Во-вторых. В приведенном выше определении наряду с масштабными и правильными положениями и нормами включены относительно вторичные правовые предписания, в частности, касающиеся мер тарифного и нетарифного регулирования.
Наличие среди составляющих таможенного дела столь обобщенного и многопланового понятия, как таможенная политика, и одновременно относительно частных, хотя и весьма важных, таможенных инструментов и рычагов, таких, как порядок и условия перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, взимание таможенных платежей, таможенное оформление, таможенный контроль и "другие средства проведения" таможенной политики в жизнь, вызывает некоторые сомнения и вопросы. Насколько обоснованно подобное совмещение? Правильно ли ставить на один уровень саму таможенную политику и средства ее проведения? Мы обратили внимание на эти моменты, чтобы отметить некоторую внутреннюю несогласованность данного в ТК определения таможенного дела и одновременно подчеркнуть возможность его расширительного толкования. Такое толкование обусловлено, в частности, ст. 8, 9, 17, 34, 35, 74 Конституции РФ. В его пользу говорит также включение в ТК раздела "Валютный контроль".