Специальные правила смягчения наказания
В основу системы наказаний, закреплённой в ст.44 УК РФ, положен критерий сравнительной тяжести предусмотренных наказаний. Несмотря на некоторую условность, этот же критерий может и должен применяться при конструировании санкций: любое наказание, предусмотренное нормой, должно соответствовать характеру и степени общественной опасности преступного деяния, следовательно, альтернативные виды наказаний, включённые в санкцию, не могут существенно отличаться по тяжести друг от друга.
В то же время законодателем недостаточно строго соблюден принцип расположения видов наказаний в зависимости от их строгости. В юридической литературе последних лет на это обстоятельство неоднократно обращалось внимание.
Очевидно, что сопоставление различных видов наказаний по их строгости возможно только, исходя из индивидуальных количественных (срока или размера) и качественных значений каждой меры государственного принуждения, но факт остается фактом – принцип расположения наказаний в точном соответствии с их жесткостью в действующем законе не выдержан. Однако действующее уголовное законодательство не признает обязательным учет содержания уголовных наказаний (а равно и особенностей исполнения) при применении их судами: правоприменитель учитывает лишь место того или иного вида наказания в перечне, предусмотренном ст.44 УК. Поэтому вряд ли можно безоговорочно согласиться с тем, что, например, при замене наказания более строгим ориентиром может служить перечень видов наказаний, предусмотренный в ст.44 УК РФ, поскольку законодателем недостаточно строго соблюден принцип расположения видов наказаний в зависимости от их строгости, тяжести.
Применение многих положений о смягчении наказания законодатель также связывает именно с расположением того или иного вида наказания в перечне ст.44 УК. Учет положений ст. 44 обязателен, например, при назначении более мягкого наказания, чем предусмотрено за преступление, при замене наказания более мягким, при отсрочке отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей, при освобождении военнослужащих от отбывания наказания в связи с болезнью и т.д.). Механическое применение этих правил способно исказить принципы назначения наказания при формальном, отметим, соблюдении закона. Например, назначение штрафа вместо обязательных либо исправительных работ, ареста вместо краткосрочного лишения свободы может повлечь, не смягчение наказания, а существенное его ужесточение.
Не случайно дифференциация отдельных видов наказания по их свойствам вызвала наибольшие затруднения у судей в ходе диссертационного исследования М.В. Кирюшкина, в связи с чем многие отказались отвечать на вопросы анкеты. Аналогичны результаты анкетирования, проведенного нами: почти у 7% опрошенных вопрос о соответствии расположения наказаний в перечне ст.44 УК их сравнительной тяжести вызвал затруднения. В то же время большинство практических работников согласились с тем, что этот принцип соблюден не в полной мере (54, 29%), либо не соблюден вовсе (11,43%).
Как представляется, разрешить выявленную проблему возможно следующими способами:
1. путем реконструкции системы наказаний;