Специальные правила смягчения наказания
Так, А.Ф. Мицкевич предпринял попытку создания ранжированного перечня наказаний, построенного на основании их способности лишать преступника возможности совершения преступлений (без лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельность), и пришел к выводу, что такой перечень в целом совпадает с перечнем наказаний, установленным в ст.44 УК РФ: в предложенном построении лишь арест и содержание в дисциплинарной воинской части поменялись местами, поскольку арест по своему режиму соответствует общему режиму в тюрьме, а содержание в дисциплинарной воинской части – колонии общего режима.
Наряду с общей системой наказаний УК РФ вводит «усеченную» систему наказаний для несовершеннолетних (ч.1 ст.88 УК РФ), состоящую из шести видов наказания. УК РФ 1996 года называет и иные категории лиц, к которым не применяются отдельные наказания, более мягкие, нежели лишение свободы (ч.4 ст.49, ч.5 ст.50 УК и др.).
Очевидно, что отбывание, в частности, исправительных работ военнослужащими в связи с их статусом является невозможным; остальные ограничения обусловлены, прежде всего, требованиями гуманизма, в противном случае отбывание исправительных работ приобрело бы признаки жестокого обращения, причиняющего физическое страдание.
В абз. 2 п.6 Постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 11 января 2007 г. также обращается внимание на то, что «имея в виду, что исправительные работы предполагают привлечение осужденного, как правило, к физическому труду, суд должен выяснять трудоспособность такого лица, место его постоянного жительства и другие обстоятельства, свидетельствующие о возможности исполнения данного наказания, в том числе указанные в части пятой статьи 50 УК РФ».
В целом же, запрет применять к отдельным категориям лиц, совершивших преступления, некоторых видов наказаний, содержащихся в санкциях статей Особенной части УК РФ (кроме, разумеется, пожизненного лишения свободы и смертной казни), и промедление с введением положений УК РФ об ограничении свободы, нарушая принцип равенства граждан перед законом, существенно ухудшает их правовое положение, дезориентирует судебные органы, обуславливает неоправданно широкое применение наказания в виде лишения свободы и условного осуждения.
В уголовно-правовой литературе высказано и другое мнение. Так, Е.В. Благов полагает, что «наказания, имеющие указанные ограничения в при-менении, по существу являются специальными. Для субъектов, на которых они не распространяются, такие наказания просто не существуют. Отсюда постановка вопроса о смягчении или отягчении положения определенных лиц при невозможности назначения им отдельных наказаний представляется надуманной. Это все равно, что точно так же подходить к невоеннослужащим при неназначении ограничения по военной службе или содержания в дисциплинарной воинской части».