Понятие и система технических преступлений
Повышенная опасность, как и опасность в общем ее виде, характеризуется тяжестью и вероятностью возможного вреда. При разной вероятности одного и того же вреда деяние, чреватое большей вероятностью вредных последствий, будет более опасно, а при одной и той же вероятности более опасным будет явление, способное причинять больший вред. Так, пребывание больного гриппом в группе ста здоровых людей опасно всем ста, а наличие одного неисправного парашюта в партии из ста — только одному. Но опасность во втором варианте будет большей. Хотя на одну катастрофу в воздухе приходятся тысячи катастроф на автотранспорте, гражданское законодательство усиливает ответственность воздушного перевозчика, учитывая, очевидно, особо тяжкие последствия авиакатастрофы.
Являясь носителем большой энергии, источник повышенной опасности принадлежит к классу неустойчивых физических систем, ибо система, состоящая из уравновешенных тел, энергетически бесплодна. В движении к равновесию как к своему наиболее вероятному состоянию части системы производят определенную работу. Управление техническим средством призвано превратить стремление к движению в организованный поток. «Вообще, — писал Гегель, — собственная деятельность природы, эластичность часовой пружины, вода, ветер применяются так, чтобы в своем чувственном бытие делать нечто совершенно иное, чем то, что они хотели бы делать, так что их слепое делание становится целесообразным в противоположность им самим».
Таким образом, исходное свойство источника повышенной опасности — неустойчивость. Она определяет два других его свойства — мощность, следующую из его неустойчивости, и сложность как комплекс предметов и явлений, противостоящий этой неустойчивости (разного рода ограждения, блокирующие устройства, системы дублирования, приборы, регистрирующие работу этих систем, и т.д.). В свою очередь, производной от мощности является способность источника повышенной опасности причинять тяжкий вред, а производной от его сложности — его неполная (относительная) надежность.
Попутно отметим, что повышенная ответственность по гражданскому и уголовному праву за вред, причиненный источником повышенной опасности, имеет следующие различия: там, где начинается повышенная гражданская ответственность за причиненный вред (ответственность без вины), кончается уголовная ответственность, не знающая ответственности без вины, а где начинается повышенная уголовная ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности (ответственность за вину), начинается обычная гражданская ответственность.
Мощность и сложность источника повышенной опасности, преломляясь в его способность создавать возможность (вероятность) причинения тяжкого вреда, определяют и характер отношений, в пределах и посредством которых он может применяться, и уровень требований, предъявляемых к лицам, управляющим им, как и уровень действий, опосредующих это управление.
Эти действия регулируются конкретными техническими нормами. Деяния, не нарушающие их, не образуют преступления. «Лица, ответственные по технике безопасности, — указано, например, в одном из постановлений Верховного Суда СССР, — несут уголовную ответственность за несчастный случай только тогда, когда последний произошел по причине нарушения этими лицами установленных правил по технике безопасности». Иногда в судебных постановлениях отмечается: «несчастный случай на транспорте влечет ответственность водителя лишь тогда, когда он явился результатом нарушения правил безопасности»; «водитель автомашины не может быть привлечен к уголовной ответственности, если несчастный случай не связан с нарушением правил безопасности движения»; если водителем автомашины «не нарушены правила безопасности движения по дорогам» и т.д.