Понятие и система технических преступлений
По мнению Ю.И. Ляпунова и П.Я. Мшвениерадзе, повреждение путей сообщения и транспортных средств (ст.86 УК РСФСР) являло собой специальный вид уничтожения и повреждения государственного или общественного имущества (ст.98). Но повреждение и разрушение путей сообщения и транспортных средств влечет, помимо имущественного, и «собственные» последствия — нарушение безопасной работы транспорта.
Связь транспортных преступлений с неиспользованием или недостаточным использованием наличных возможностей охранительной техники при применении технических устройств — источников повышенной опасности сближала их с нарушением правил безопасности при производстве горных, строительных и взрывоопасных работ и с нарушениями правил обращения со взрывчатыми, радиоактивными и едкими веществами. С учетом этого в литературе высказывали предложения предусмотреть в Особенной части УК главу, включающую норму о всех технических преступлениях.
Не видя в этих случаях посягательства на специфический объект, сводя эти посягательства к квалифицированным неосторожным преступлениям против личности и против собственности, Н.М. Свидлов (в чем состояла позитивная сторона его позиции) снимал возможность пробелов Особенной части уголовного права: любое техническое преступление, в какой бы сфере взаимодействия человека с предметами и влияниями «второй» природы, оно ни совершалось, сводится к неосторожному убийству, к неосторожному причинению телесных повреждений или к неосторожному уничтожению и повреждению имущества. Но сведение всего спектра технических преступлений к нескольким составам неосторожных преступлений потребовало бы весьма широких санкций, предусматривающих кару за эти преступления, учитывающую разную вредность разных источников повышенной опасности. Иначе не было гарантии, что суд не пройдет мимо разной общественной опасности нарушений правил движения на автотранспорте, на атомной электростанции, на воздушном транспорте и т.д.
Сама же идея интеграции обсуждаемых составов верна, но ее «носителем» (формой интеграции) должен быть не «сверхсостав», а глава УК РФ о преступлениях в области использования транспорта.
Прежде чем обсудить содержание такой главы, следует обратиться к нормам о пре-ступлениях против безопасности движения и эксплуатации транспорта, против общественного порядка и здоровья населения. Это, во-первых, нормы о преступлениях на транспорте, содержащиеся в 9 разделе УК РФ о преступлениях против общественной безопасности и общественного порядка (ст.ст. 263, 264, 266, 267, 268, 270, 271), а, во-вторых, нормы, предусмотренные ст.ст.350, 351 и 352). Деяния, предусмотренные перечисленными статьями, всегда посягают на общественную безопасность. Поскольку, однако, они прежде всего и в большей части нарушают установленный порядок несения воинской службы, то нормы о них целесообразно оставить в главе о воинских преступлениях.