Понятие и система технических преступлений
В теории уголовного права дискутируется вопрос о возможности включения в главу о преступлениях против общественной безопасности (о технических преступлениях) норм о преступном нарушении правил охраны труда и техники безопасности. В ряду технических преступлений эти нормы являются наиболее «старыми». Включение их в уголовное законодательство было связано с необходимостью усилить уголовно-правовую охрану жизни и здоровья тех, кто непосредственно обслуживал машины и механизмы в стенах определенного предприятия и подвергался в связи с этим гораздо большей опасности, нежели те, кто находился за его стенами. Если же иметь сегодняшнее положение вещей, то надо учитывать два момента:
1) в условиях современного промышленного предприятия, на котором работают сотни и тысячи людей, нарушение норм по технике безопасности угрожает не только тем, кто непосредственно осуществляет какой-либо технологический процесс, но и лицам, находящимся вблизи какого-то производственного участка, а подчас и далеко от него;
2) ряд промышленных аварий, а точнее, последствия ряда аварий, выходят за пределы предприятия и поражают или могут поразить тех, кто не работает на них.
В рамках изложенного глава о технических преступлениях, системообразующим признаком которой должна стать деятельность по применению источников повышенной опасности, могла бы выглядеть следующим образом:
I. Транспортные преступления:
1) нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, водного и воздушного транспорта;
2) нарушения правил безопасности международных полетов;
3) угон воздушного судна;
4) повреждение путей сообщения и средств железнодорожного, водного и воздушного транспорта;
5) самовольная без надобности остановка поезда,
6) нарушение правил безопасности движения и эксплуа-автомототранспорта, городского электротранспорта и самоходных машин;
7) управление транспортными средствами в состоянии опьянения, включая опьянение наркотическими средствами и наркотическими веществами;