О функциях и содержании коллективного договора
Из всех локальных актов исторически первыми являются коллективные договоры. Их стали заключать в начале позапрошлого века в США, Великобритании, Франции и других государствах, а примерно в 20-е годы прошлого века коллективный договор был официально признан и юридически закреплен в большинстве стран мира, представляя собой одно из важнейших средств правового регулирования трудовых и тесно связанных с ними общественных отношений.
В России коллективные договоры впервые начали заключать в 1904-1905 гг. Такие договоры заключались в основном на промышленных предприятиях, а случаи заключения данных договоров носили единичный характер.
Расширение практики заключения коллективных договоров в России пришлось на 1917-1918 гг. Тогда Правительство РСФСР приняло Декрет «О порядке утверждения коллективных договоров (тарифов), устанавливающих ставки заработной платы и условий труда» от 2 июля 1918 г. В декрете подробно определялось содержание договора, предусматривались его важнейшие разделы, а именно порядок приёма и увольнения рабочих, нормирование рабочего времени, ставки и принципы оплаты труда в зависимости от степени профессионализма рабочих, характера и сложности работы. Также в декрете определялся порядок заключения коллективного договора, одним из условий которого было обязательное предоставление данного договора в Наркомтруд для ознакомления, регистрации и утверждения. Затем коллективные договоры были юридически признаны и первым КЗоТ России 1918 г., в котором содержались нормы о тарифных положениях, которые по своей структуре и содержанию являлись моделью коллективного договора.
В КЗоТе 1922 г. было закреплено общее правило о том, что содержащийся в Кодексе законодательный минимум трудовых прав работников может повышаться в договорном порядке. Тем не менее, локальные нормативные правовые акты и коллективные договоры носили в основном декларативный характер, поскольку имело место усиление централизации в регулировании условий труда, а также вмешательство в сферу производства множества государственных и партийных органов. К середине 30-х гг. ХХ в. коллективные договоры перестали заключать вообще, так как в условиях законодательного регулирования трудовых отношений они были не нужны.
Коллективно-договорная практика возобновилась после Великой Отечественной войны, особенно с конца 60-х гг. ХХ в., в связи с началом хозяйственной реформы 1965 г., направленной на расширение хозяйственной самостоятельности предприятий. Советом Министров СССР было одобрено предложение ВЦСПС о восстановлении практики заключения коллективных договоров на предприятиях, хотя в реальности коллективные договоры были восстановлены в качестве политико-юридических актов мобилизации трудящихся на выполнение производственных планов, укрепление производственной дисциплины, повышение производительности труда.
КЗоТ РСФСР 1971 г. до 1992 г. содержал ряд статей о коллективном договоре (с 7 по 14), а затем был изменен Законом РФ от 25 сентября 1992 г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР»; в КЗоТе осталась только ст. 7 в следующей редакции: «Коллективный договор – правовой акт, регулирующий трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения между работодателем и работниками на предприятии, в учреждении, организации. Порядок разработки и заключения коллективного договора регулируется Законом Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях»». Такой закон уже был принят 11 марта 1992 г., и в соответствии со ст. 13 указанного акта содержание и структура коллективного договора должны были определяться сторонами.