О функциях и содержании коллективного договора
Тем не менее, отдельные авторы приходят к выводу о том, что локальное регулирование не сводится только к конкретизации общегосударственных правовых норм, а может также предполагать восполнение пробелов в праве, особенно тех, которые законодатель намеренно оставляет в частноправовых нормах и нормативных актах. Поскольку автор придерживается второй точки зрения, что обусловлено общедозволительным типом правового регулирования большинства институтов современного трудового права, будем считать, что в коллективном договоре может проявляться функция конкретизации законодательства о труде и восполнения пробелов в праве.
Представляется, что для нематериальных норм трудового права больше подходит другой локальный акт – правила внутреннего трудового распорядка. В некоторых странах (в основном общего права) существуют две разновидности коллективного договора – материальный и процедурный (нематериальный). Роль последнего у нас в России и выполняют правила внутреннего трудового распорядка, а их «родство» с коллективным договором следует из части второй ст. 190 ТК РФ, где сказано, что правила внутреннего трудового распорядка, как правило, являются приложением к коллективному договору.
В связи с этим обстоятельством еще одна проблема требует своего разрешения – какую именно норму нематериального характера работодатель не может принять единолично в правилах внутреннего трудового распорядка (даже с учетом мнения представительного органа работников)? Примеров нет. По существу, при отсутствии в организации коллективного договора или при отсутствии соответствующей договоренности с работниками работодатель вправе принимать локальные правила в виде единоличных установлений. Поэтому функция конкретизации законодательства о труде и восполнения пробелов в праве является общей функцией всех локальных актов и не имеет никакой специфики применительно к коллективному договору.
Вот, собственно, и все. Так называемые организационные условия коллективного договора – это не условия самого соглашения как основания для правоотношений, а признаки текста документа и следствие сложившихся правил юридической техники его создания. И все остальные функции коллективного договора – это либо функции права (регулятивная и охранительная, или защитная), либо функции отрасли трудового права (производственная, или экономическая), либо признаки эффективности действия правовых норм (так называемая воспитательная функция и образовательная), либо признаки деятельности сторон коллективного договора (нормотворческая функция).
Следовательно, собственная функция у коллективного договора (так же, как и видов его условий) одна – социально-партнерская. Она отвечает за существование в организации «социального мира», но является при этом эффективным средством подавления социальных конфликтов и может «запутывать» работников в существе своего истинного предназначения. А это предназначение – реализация хозяйской власти работодателя на подведомственной ему территории, отсутствие которой делает бессмысленным существование трудовых отношений.
Но само по себе социальное партнерство – это динамика отношений работников и работодателя. В собственном своем понимании функцией коллективного договора оно также не является. Поэтому коллективный договор – это всего лишь цивилизованная форма реализации хозяйской работодательской власти, особое средство управления несамостоятельным трудом, и не более того.