Федерации в правоприменительной деятельности таможенных органов
Общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Это правило закреплено в ст. 15 Конституции РФ. Однако, по справедливому замечанию В.С. Иваненко, «при всей своей внешней привлекательности, благоприятности и демократичности использованная в статье формулировка при ближайшем рассмотрении оказывается довольно расплывчатой, неконкретной, в значительной степени декларативной, вызывающей целый ряд непростых вопросов». Действительно, указанное конституционное положение ставит ряд очень непростых вопросов. Они связаны и с определением категории «общепризнанные принципы и нормы международного права», и с перечнем таких норм и принципов, и с формальными источниками их закрепления.
В то же время одной из актуальных проблем продолжает оставаться и применение общепризнанных принципов и норм международного права российскими судами. В частности, в отечественной правовой доктрине практически не исследованы методологические вопросы применения этих принципов и норм международного права. Особенно остро проблема применения общепризнанных принципов и норм международного права стоит при регулировании отношений с участием субъектов внутреннего права. Ведь важно помнить, что «будучи включенными Конституцией РФ в правовую систему страны, нормы международного права обретают способность регулировать внутригосударственные отношения». Анализ судебной практики показывает, что российские правоприменители нередко затрудняются в определении оснований, методов и целей использования общепризнанных принципов и норм международного права при разрешении гражданских и арбитражных дел.
А «в отсутствие четких законодательных и доктринальных ориентиров трудно ожидать от практики обоснованных, непротиворечивых и юридически корректных решений».
В настоящее время в мире усиливаются процессы интеграции, глобализации, в том числе и в правовой сфере. Всё большее значение приобретают акты международных организаций, международных договоров и соглашений, создаются наднациональные судебные органы, а многие цивилизованные государства признают авторитет и приоритет над внутренним законодательством общепризнанных принципов и норм международного права.
Действие международно-правовых норм наряду с нормами российского права должно, очевидно, стать обычным, повседневным процессом. При этом Т.Н. Нешатаева ещё пять лет тому назад обоснованно отметила: «Нередко приходится слышать и читать, что мы применяем общепризнанные принципы и нормы. С однозначностью такого утверждения сложно согласиться, так как примеров такого применения найти просто невозможно. Очень сложно добиться, чтобы упомянули о них в судебном решении, чтобы поняли, что это такое: что за костяк держит любую судебную власть и любую судебную систему…Однако семилетний опыт работы в суде показал, что таких решений придется ждать еще очень долго». В 2003 г. Генеральный директор Совета Европы по правам человека П.-А. Амбер заметил: «…хотя в Российской Федерации и признаются нормы международного права, на практике они применяются крайне редко».