Федерации в правоприменительной деятельности таможенных органов
Приведем другой пример. ООО обратилось в арбитражный суд с заявлением о процессуальной замене должника – муниципального образования на вновь возникшее муниципальное образование. Первая и апелляционная инстанции арбитражного суда отказали в удовлетворении заявления, указав, что отсутствует передаточный акт, который предусмотрен законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Однако суд кассационной инстанции отметил, что в соответствие с п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. И далее: «Применительно к толкованию пункта 1 статьи 6 Конвенции Европейский суд по правам человека рассматривает исполнительное производство как неотъемлемую часть судебного процесса… В истолковании Европейского суда по правам человека неисполнение судебного решения ведет к фактическому лишению собственности и, следовательно, является недопустимым с точки зрения ст. 1 Протокола № 1 к Конвенции». Федеральный арбитражный суд округа заявление о процессуальной замене должника удовлетворил.
Из этих примеров мы видим, что суд, по сути, для разрешения дела мог использовать ст. 46 Конституции РФ, которая закрепляет право на судебную защиту. Однако, если конституционная норма просто закрепляет это право, то международно-правовые акты раскрывают его содержание. Помимо Конвенции о защите прав человека и основных свобод более широкую трактовку права на судебную защиту дает и Международный пакт о гражданских и политических правах: «каждый имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона». В этих случаях норма российского права и соответствующая норма или принцип международного права действуют совместно, а суды вполне оправданно используют формулировку «положения закона корреспондируют общепризнанным принципам и нормам международного права».
Во-вторых, необходимость обращения к общепризнанным принципам и нормам международного права возникает, если общественное отношение не урегулировано нормами российского права, но регламентировано общепризнанными принципами и нормами международного права. Задача, стоящая в этом случае перед правоприменителем, заключается в преодолении пробела в национальном законодательстве. Так, по одному из дел суд постановил следующее: «Суд считает, что, учитывая правовой вакуум, образовавшийся в правовом регулировании данного вопроса, арбитражный суд исходит из вышеуказанных принципов, содержащихся в Конституции и нормах международного права».