Организация — субъект налогового права
Но означают ли происшедшие изменения в налоговом законодательстве, что в настоящий момент не следует рассматривать обособленные подразделения российских юридических лиц, имеющие собственный баланс и банковский счет, в качестве самостоятельных субъектов налогового права? Содержание ст. 19 НК РФ несет в себе ответ на этот вопрос. Закон предписывает выполнять обязанности организаций по уплате налогов и сборов не какому-либо физическому лицу, не руководителю филиала, а непосредственно филиалу как самостоятельному образованию. Общеизвестно, что вменить что-либо в обязанность или предоставлять то или иное право лицу — означает наделить его правоспособностью, а значит и правосубъектностью. Добавим, что ч. 2 ст. 89 НК РФ признает филиалы и представительства российских юридических лиц в качестве самостоятельных подконтрольных субъектов.
В любом случае следует учитывать, что содержание налоговой правосубъектности обособленных подразделений юридических лиц отлично от содержания правосубъектности иных коллективных образований и имеет выраженный организационный характер. Имеется в виду то, что предоставленные налоговым законом указанным обособленным подразделениям права и наложенные обязанности позволяют ям фактически самостоятельно участвовать в тех налоговых отношениях, где организационный элемент преобладает над имущественным, как то: в отношениях по ведению налогового учета, определению финансового результата деятельности подразделения, исчислению части налога, причитающегося к уплате в территориальный бюджет в месте нахождения обособленного подразделения организации.
Четкое определение правового положения в налоговом праве филиалов и представительств юридических лиц чрезвычайно важно с точки зрения справедливого разграничения фискальных интересов различных региональных бюджетов. Эта проблема стоит весьма остро. Ситуация, когда обособленное подразделение юридического лица использует природные и людские ресурсы одного региона, а получателем основной массы налоговых платежей является другой, является ненормальной для цивилизованного государства. Это влечет неравномерное экономическое развитие субъектов Федерации, подрывает финансовые основы федерализма. Действующее налоговое законодательство на сегодняшний день не смогло вполне решить эту проблему.
Подводя итоги, можно назвать ряд видов коллективных образований, не обладающих статусом юридического лица, не имеющих властных полномочий, которые действующее законодательство о налогах и сборах может рассматривать в качестве самостоятельных участников налоговых отношений. К ним относятся: 1) компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и не обладающие статусом юридического лица; 2) филиалы и представительства юридических лиц, созданных на территории иностранных государств в соответствии с законодательством этих государств; 3) филины и представительства международных организаций; 4) российские организации, имеющие объект налогообложения и не получившие в установленном порядке статус юридического лица, если полученные доходы от их деятельности не были взысканы в судебном порядке. Кроме того, недостаточно четко определен статус филиалов и иных обособленных подразделений российских организаций.