Преступления, связанные с движением транспорта
Железнодорожный, водный, воздушный и автомобильный транспорт развиваются в нашей стране достаточно интенсивно, хотя этот процесс и уступает по своим темпам многим западным и восточным странам. Вместе с тем растут количество и опасность транспортных происшествий и преступлений — аварий и катастроф, приводящих к человеческим жертвам и уничтожению имущества. Только в 1997 г. на территории Российской Федерации было зарегистрировано свыше 156 тыс. дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли 28 тыс. человек и получили ранения 178 тыс. Коэффициент пострадавших в расчете на I00 тыс. населения у нас самый высокий в мире. По данным медиков, возможность погибнуть в автокатастрофе в России в 50 раз выше, чем в Европе.
Новый Уголовный кодекс впервые выделяет самостоятельную главу, объединяющую все составы транспортных преступлений. Объектом этих преступлений принято считать безопасность движения и эксплуатации транспорта, хотя, строго говоря, некоторые преступления, предусмотренные указанной главой, не связаны ни с движением, ни с эксплуатацией, а посягают на имущество, принадлежащее транспортным организациям, либо на жизнь и здоровье людей, пострадавших независимо от нарушений правил движения.
Почти все транспортные преступления относятся к так называемым материальным составам, т.е. образуют оконченное преступление лишь при наступлении вредных последствий, указанных в соответствующих статьях. Как правило, транспортные преступления совершаются по неосторожности. Они занимают в уголовной статистике около половины всех неосторожных деяний и от 5 до 7% зарегистрированных преступлений в целом.
Исходя из сказанного выше относительно перечня преступлений, предусмотренных гл. 27 УК, мы можем классифицировать их следующим образом:
а) преступления, связанные с движением транспорта;
б) иные транспортные преступления.
Непосредственный объект этих преступлений — безопасность движения транспортных средств. Эти средства являются источниками повышенной опасности. Именно они приводят к авариям и катастрофам, гибели людей, причинению вреда их здоровью, повреждению и уничтожению имущества. Соответственно возникают и дополнительные объекты преступных посягательств: жизнь, здоровье, имущественные интересы граждан и организаций и др.
Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта.
Данное преступление имеет достаточно широкое распространение. В Российской Федерации ежегодно происходит 600—700 случаев столкновения поездов с автотранспортом на переездах, что приводит к гибели 300—400 человек. Много происшествий и на речном, морском и воздушном транспорте.