Преступления, связанные с движением транспорта
Субъектом преступления может быть любое лицо, фактически управляющее транспортным средством. Статистика показывает, что три четверти всех дорожно-транспортных происшествий происходит по вине водителей транспортных средств. Закон не проводит различия между водителем — работником транспорта, человеком, управляющим собственной автомашиной и имеющим соответствующие права, и тем, кто самовольно сел за руль, не имея ни прав, ни навыков вождения. В последнем случае, однако, необходимо убедиться в том, что субъект знал правила дорожного движения и эксплуатации транспортных средств или, по крайней мере, имел возможность их знать и соблюдать. В противном случае он несет ответственность за преступление против личности.
В одном из определений Верховного Суда СССР было сказано, что «за нарушение правил безопасности движения во время практической езды на учебной автомашине с двойным управлением ответственность несет инструктор, а не учащийся, если инструктор не принял своевременных мер к предотвращению аварии». Это разъяснение верно и в настоящее время.
Нарушение правил вождения или эксплуатации служебной машины военнослужащим влечет ответственность по ст. 350.
Субъективная сторона преступления предполагает неосторожность по отношению к последствиям. Умышленное нарушение правил вождения или эксплуатации транспорта может быть мотивировано, например, стремлением быстрее доехать до места назначения, перевезти больше грузов или пассажиров, сократить путь следования и т.п. Что касается отношения к последствиям, то их умышленное причинение влечет квалификацию всего содеянного по статьям о преступлениях против личности.
В автотранспортных преступлениях нередко, кроме вины водителя, имеет место и вина потерпевшего. Необходимо учитывать, что такое поведение потерпевшего не исключает ответственности водителя, если в действиях последнего есть все признаки состава преступления, а именно: были нарушены правила дорожного движения, имелась причинная связь между нарушением и наступившими последствиями; он нарушил правила умышленно или по неосторожности, мог и должен был предвидеть наступление указанных последствий и их предотвратить. Что касается потерпевшего, то не исключено его привлечение к ответственности по ст. 268 УК.
Оставление места дорожно-транспортного происшествия.
Перечень транспортных средств, а также понятие лица, ими управляющего, аналогичны тем, что употребляются в ст. 264.
Объективная сторона преступления состоит из двух элементов: