Преступления, связанные с движением транспорта
Безопасность движения или эксплуатации транспорта зависит не только от водителя и от технического состояния транспортного средства, но также и от других участников движения: пешеходов, пассажиров, водителей гужевого транспорта, велосипедистов, обслуживающего персонала самолета и т.п. Для них применительно к разным видам транспорта также установлены правила поведения. Нарушая эти правила, такое лицо может создать угрозу безопасности как для себя лично, так и для других участников движения. Как свидетельствует статистика, по вине пешеходов происходит более четверти всех дорожно-транспортных происшествий.
Объективная сторона преступления — та же, что и в ст. 263 и 264: действие или бездействие. Диспозиция является бланкетной и предполагает наступление последствий: причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, смерть одного, двух или более лиц. При отсутствии последствий может наступить административная ответственность.
Субъект преступления — участник движения, достигший 16 лет. Статья 268 специально оговаривает, что им не может быть лицо, указанное в ст. 263 и 264 УК, т.е. тот, кто в силу выполняемой работы или занимаемой должности, а равно в качестве водителя транспортного средства был обязан соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации транспорта. Поскольку субъект данного преступления не занимает должности и не выполняет работу на транспорте, то и меры наказания по данной статье несколько ниже.
Субъективная сторона — неосторожность; отношение субъекта к факту нарушения правил может быть и сознательным.
Нарушение правил международных полетов.
Международным называется полет воздушного судна с пересечением воздушной границы России с иным государством. Такой полет должен отвечать ряду требований, установленных в целях безопасности воздушного движения, государственной и военной безопасности.
Объективная сторона преступления — действие или бездействие, нарушающее эти требования. Диспозиция бланкетная. Правила международных полетов устанавливаются законодательством, а также ведомственными актами и международными соглашениями. Относительно фактов нарушения этих правил следствию и суду должны быть представлены документальные данные; при необходимости проводится экспертиза.
Вынужденное нарушение правил международного полета исключает ответственность пилота.