Соотношение первичной медицинской помощи: правовые аспекты
Принятие Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ вывело реформу здравоохранения на новый этап. Разграничение полномочий между РФ, ее субъектами и органами местного самоуправления в сфере охраны здоровья граждан актуализировало вопросы, связанные с организацией и финансированием медицинской помощи. В ст. 37.1. Основ законодательства об охране здоровья граждан (далее – Основы) называется несколько видов медицинской помощи: первичная медико-санитарная, скорая, неотложная и специализированная. Медицинскую помощь также можно разграничить в зависимости от способа ее организации, например, на амбулаторную и стационарную. Еще одним критерием классификации медицинской помощи может служить врачебная специальность, по которой такая помощь оказывается (наркологическая, психиатрическая, кардиологическая, терапевтическая и т.д.).
На наш взгляд, важнейшим является вопрос о субъектах, осуществляющих финансирование первичной и специализированной медициной помощи.
Специализированная медицинская помощь оказывается гражданам при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения и использования сложных, уникальных или ресурсоемких медицинских технологий. Ст. 40 Основ определяет, что данный вид медицинской помощи оказывается врачами-специалистами.
Среди полномочий федеральных органов государственной власти, закрепленных в ст. 5 Основ, финансирование первичной или специализированной медицинской помощи не названо. Однако законодатель исключил из полномочий органов государственной власти субъектов РФ (ст. 6 Основ) финансирование федеральных специализированных медицинских организаций, перечень которых утверждается Правительством РФ. Получается, что субъекты РФ формируют расходы своих бюджетов на здравоохранение в части оказания специализированной медицинской помощи в кожно-венерологических, противотуберкулезных, наркологических, онкологических диспансерах и других специализированных медицинских организациях в соответствии с номенклатурой медицинских организаций, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Таким образом, специализированная медицинская помощь должна оказываться только в определенных медицинских организациях.
Номенклатура государственных и муниципальных учреждений здравоохранения утверждена приказом Минздравсоцразвития РФ от 7 октября 2005 г.. Среди больничных учреждений (раздел 1.1.) названы специализированные больницы (восстановительного лечения, в том числе детская; гинекологическая; гериатрическая; инфекционная; наркологическая; онкологическая; офтальмологическая; психоневрологическая; несколько видов психиатрических больниц; туберкулезная; курортная). При этом диспансеры, прямо названные в приведенной выше, статье Основ отнесены совершенно к другому разделу (1.2.).
Специализированную медицинскую помощь можно назвать государственной медицинской помощью, т.к. ст. 40 Основ определяет, что ее финансирование является расходным обязательством РФ или субъектов РФ в зависимости от формы собственности учреждения здравоохранения.
В соответствии с Основами первичная медико-санитарная помощь является основным, доступным и бесплатным для каждого гражданина видом медицинской помощи и включает: