Соотношение первичной медицинской помощи: правовые аспекты
Получается, что положения Программы, предусматривающие обязательства местных бюджетов по финансированию первичной медико-санитарной помощи при туберкулезе, психических расстройствах, расстройствах поведения и наркологических заболеваниях, противоречат актам высшей юридической силы.
Еще одна проблема связана с таким специфическим видом медицинской помощи как трансплантация. В соответствии с Законом РФ от 22 декабря 1992 г. «О трансплантации органов и (или) тканей человека» данный вид медицинской помощи может оказываться и в муниципальных учреждениях здравоохранения. Однако даже при всей неопределенности легального определения «специализированная медицинская помощь» пересадка органов относится именно к такому виду медицинской помощи. Следовательно, трансплантация должна финансироваться только из федерального бюджета или бюджета субъекта РФ. Предусмотрев возможность осуществления таких медицинских манипуляций в муниципальных учреждениях здравоохранения, закон легализовал ситуацию, когда при хроническом недофинансировании наиболее простых и востребованных видов медицинской помощи средства местных бюджетов продолжают расходоваться на оказание одного из самых дорогостоящих видов медицинской помощи. Это характерно и для Омской области, в которой трансплантацию почки осуществляет муниципальное учреждение здравоохранения «Городская клиническая больница № 1 им. А.Н. Кабанова». При этом на данное учреждение возложены функции территориального центра, т.е. функции регионального значения.
Необходимо констатировать, что ситуация, сложившаяся в российском здравоохранении, характеризуется непоследовательностью проводимых реформ, несогласованностью норм базового закона об охране здоровья, несоответствием подзаконных нормативных актов действующим законам. Все это создает предпосылки для усугубления негативных процессов, связанных с финансовым обеспечением медицинской помощи. Вместо того, чтобы упростить и сделать прозрачной систему финансирования медицинских учреждений, проведенное разграничение полномочий между РФ, субъектами РФ и органами местного самоуправления еще больше усложнило эту проблему.
Недостатки понятийного аппарата Основ не позволяют четко разграничить первичную и специализированную медицинскую помощь. Это привело к тому, что благая идея возложения обязанностей по финансированию наиболее затратной медицины на субъекты РФ осталась нереализованной. Помимо технико-юридических проблем, связанных с разграничением первичной и специализированной медицинской помощи, следует учитывать и исторически сложившуюся реальность. В советское время создавалось множество многопрофильных учреждений здравоохранения, которые имеют в своем составе как поликлиники, так и стационары. Специалисты таких учреждений оказывают как первичную, так и специализированную медицинскую помощь. В начале 1990-х годов в результате разделения форм собственности часть таких учреждений стала государственными, другая часть – муниципальными.