Соотношение первичной медицинской помощи: правовые аспекты
1) лечение наиболее распространенных болезней, а также травм, отравлений и других неотложных состояний;
2) медицинскую профилактику важнейших заболеваний;
3) санитарно-гигиеническое просвещение населения;
4) проведение других мероприятий, связанных с оказанием медико-санитарной помощи гражданам по месту жительства.
В ст. 38 Основ уточняется, что первичная медико-санитарная помощь оказывается в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), врачами-специалистами, а также соответствующим средним медицинским персоналом.
В ст. 7 Основ сказано, что к компетенции органов местного самоуправления относится организация первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях. Получается, что первичную медицинскую помощь могут также оказывать врачи любых специальностей и в любых лечебных учреждениях. Отметим различность терминов, применяемых при определении полномочий субъектов РФ и органов местного самоуправления. Если в отношении субъектов РФ сказано, что они формируют расходы бюджета на соответствующую медицинскую помощь, то муниципальные органы лишь «организуют» ее. Хотя на самом деле речь идет именно о финансировании медицинской помощи. По нашему мнению, применение различных терминов для обозначения одного и того же понятия совершенно не оправданно.
Напомним, что первичная медико-санитарная помощь может предоставляться и в государственных учреждениях здравоохранения. При этом среди полномочий государственных органов власти формирование таких расходов не предусмотрено.
На наш взгляд, закрепленные в законе определения рассматриваемых понятий, слишком общие и не позволяют провести четкое разграничение первичной и специализированной медицинской помощью, а это необходимо для эффективного финансового обеспечения системы здравоохранения.
Источники финансирования медицинской помощи конкретизируются и в Программе государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи (далее – Программа). Так, в Программе, принятой на 2007 год, определено, что за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации предоставляется специализированная медицинская помощь, оказываемая в медицинских организациях субъектов РФ в соответствии с номенклатурой организаций здравоохранения, утверждаемой Минздравсоцразвития РФ, при заболеваниях, передаваемых половым путем, туберкулезе, синдроме приобретенного иммунодефицита, психических расстройствах и расстройствах поведения, наркологических заболеваниях, отдельных состояниях, возникающих у детей в перинатальный период, а также высокотехнологичная медицинская помощь, оказываемая в медицинских организациях субъекта Российской Федерации, перечень которых утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.