Публично-правовые аспекты операций на финансовом рынке
Современная система регулирования экономики состоит из двух важнейших элементов: рыночного саморегулирования и государственного регулирования. В сфере экономики государством широко используются экономические, правовые, информационные, политические и иные средства, перечень которых постоянно пополняется. Мировой финансовый кризис привел к усилению влияния государственной власти на экономические процессы. Данная тенденция имеет исторические корни в ХХ веке: наиболее классическим примером централизации экономических решений является политика «Нового курса» Ф. Рузвельта, часто упоминаемая в контексте современной ситуации.
В юридической литературе государственное регулирование принято рассматривать как деятельность государства в лице его органов, выражающуюся в установлении и реализации правовых норм – то есть преимущественно деятельность нормотворческую, контрольно-надзорную, в том числе применение мер принуждения за нарушение законодательства. В данном аспекте увеличение степени вмешательства государства в финансовую сферу традиционно выражается в расширении полномочий соответствующих органов исполнительной власти, наделении их арсеналом оперативных мер, ужесточении ответственности за нарушения на финансовом рынке. В ряду последних таких мер можно выделить, в частности, учреждение института уполномоченных представителей Банка России в кредитных организациях, получивших средства государственной поддержки, расширение полномочий Банка России и Агентства по страхованию вкладов по предупреждению банкротства банков-участников системы обязательного страхования вкладов физических лиц и другие.
В то же время требование оперативности принятия и эффективности срочных мер по стабилизации финансовой системы выявила необходимость комплексного участия государства в поддержке экономики: ключевыми мероприятиями, осуществляемыми в рамках государственного регулирования, становятся не столько решения по правовому воздействию, сколько сугубо экономические меры финансового характера, принимаемые государственными органами и уполномоченными субъектами. Указанные виды деятельности государства, безусловно, относятся к публичной сфере, также имеют правовую форму, и фрагментарно осуществлялись и ранее. Однако столь масштабная, одновременная реализация целого комплекса финансовых мероприятий вынуждает поставить вопрос о необходимости определиться с правовой характеристикой указанной деятельности, включая отраслевую принадлежность регламентирующих ее норм.
Институт финансового рынка уже традиционно рассматривается как комплексный, сочетающий регулирование нормами административного, финансового, гражданского и других отраслей права. Сфера финансово-правового регулирования финансовых рынков продиктована юридическим (узким) пониманием финансов как отношений, связанных с образованием, распределением и использованием государственных и муниципальных фондов денежных средств. В связи с этим в первую очередь финансовое право регулирует ту часть отношений на финансовом рынке, которая связана с бюджетом. В основном, это отношения в области выпуска и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг и бюджетных инвестиций (в рамках осуществления которых государство реализует полномочия собственника корпоративных ценных бумаг). /p>