О праве стороны на отказ от договора
Методологические особенности гражданско–правового регулирования – диспозитивность, инициатива, автономное волеизъявление – в наибольшей степени проявляются в области договорного права. Благодаря этим особенностям современная договорная свобода представляет собой реализацию способов саморегулирования правил поведения юридически равных участников гражданского оборота. Частью такой свободы является право стороны на отказ от договора, содержание которого образует возможность стороны в одностороннем порядке прекратить договорную связь в силу прямого указания в законе или согласованного в договоре условия. На практике эта возможность нередко смешивается с другими смежными, либо трактуется чрезвычайно расширительно. В связи с этим в цивилистической доктрине появилось мнение о том, что категория «отказ от договора» или «отказ от исполнения договора» относится к числу неудачных терминологических приемов законодателя. Эти обстоятельства побуждают к исследованию права стороны на отказ от договора с учетом сформулированных в доктрине принципов договорного регулирования. В их числе: принцип недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в договорные отношения сторон; принцип равенства сторон; принцип автономии воли сторон в договорных отношениях; принцип разумности и добросовестности сторон в исполнении договорных обязательств.
Отказ от договора в практике правореализации и правоприменения традиционно квалифицируется как юридическое действие, предполагающее полное прекращение договорной связи на будущее время без сохранения прав и обязанностей. Как отмечал Д.И. Мейер, смысл в этом случае сводим к тому, что договор утрачивает силу, становится неспособным долее оказывать влияние на юридические отношения граждан, тогда как до того времени он оказывал на них влияние….
Заключая договор, в процессе существования которого может быть заявлен отказ от исполнения, каждая из сторон несет осознанный риск возможного отказа от него. Особенность рисковых обстоятельств в юриспруденции, в том, что они – всегда предполагаемое событие. В нашем случае к числу таких обстоятельств может быть отнесен возможный отказ от договора, исходящий от одного из контрагентов. Следовательно, договоры, заключаемые под таким условием можно отнести к категории рисковых договоров, так как возможный отказ от договора одной стороны вполне допустимо расценивать как рисковое для другой стороны обстоятельство, которое может наступить или не наступить.
Использование этой упрощенной возможности в противовес гражданско–правовой установке, пришедшей из римского права – «pacta servanta sunt» (договоры должны исполняться), - действие правомерное. Однако у другой стороны могут возникнуть имущественные потери, обязанность компенсации которых не всегда лежит на стороне, заявившей отказ от договора. Отсюда все нормы об отдельных видах договорных обязательств, в содержании которых закреплено право одностороннего отказа от договора, можно заключить в две группы. В первую войдут договоры, исполнение которых может быть прекращено путем отказа от договора в виду отсутствия интереса к исполнению у одного из контрагентов и (или) нецелесообразность исполнения договора. Эта группа оснований наиболее тесно связана с общими чертами метода гражданско–правового регулирования – диспозитивностью и с самим назначением субъективных гражданских прав, суть реализации которых в достижении выгоды на законных основаниях.