Мировой опыт законодательной борьбы с финансовым мошенничеством
Социальную значимость подобной нормы в обществе с развитой рыночной экономикой сложно переоценить. Ее появление и существование в рамках уголовного закона обусловлено важной ролью биржевых, аукционных и им подобных механизмов распределения основных ценностей, в том числе потребительских товаров.
Подводя некоторый итог сравнительному анализу составов мошенничества и злоупотребления доверием в зарубежных странах, можно отметить значительное сходство в понимании сути этих преступлений в уголовном законодательстве России и ряда других стран.
Особенностью российского законодательства является то, что в нем практически нет специальных норм но противодействию финансовому мошенничеству. Поэтому возникают значительные сложности в процессе выявления, пресечения, расследования и судебного рассмотрения уголовных дел о финансовых мошенничествах.
В этой связи думается, что подходы законодателей большинства развитых стран (США, ФРГ и др.), предусматривающих значительное число самостоятельных составов преступлений, которые могут быть объединены общим понятием финансового мошенничества, являются более предпочтительными. Различные виды финансового мошенничества имеют неодинаковую степень общественной опасности, и не всегда к ним в полной мере применима диспозиция ст. 159 Уголовного кодекса РФ. Кроме этого, криминогенная ситуация, ее тенденции и особенности часто требуют особого внимания к тем или иным видам финансового мошенничества.
Например, в современных условиях России назрела необходимость введения самостоятельных составов преступления - мошенничества при автостраховании либо в целом мошенничества, связанного с любыми видами страхования. Эти преступления сегодня растут угрожающими темпами и необходимо законодательно принять соответствующие упреждающие меры.
Широкое развитие системы кредитования, в том числе ипотеки, реализация национальных проектов настоятельно требуют введения в Уголовный кодекс РФ самостоятельной нормы об уголовной ответственности за мошенничество, связанное с получением кредитов. Проверки, осуществляемые правоохранительными и контролирующими органами, выявляют множество случаев получения кредитов с нарушением закона (путем представления фиктивных документов и т.п.). То же самое происходит и в социальной сфере при предоставлении, оформлении, получении субсидий и льгот. Как показывает практика, привлечение всех причастных к таким махинациям лиц при использовании только положений ст. 159 Уголовного кодекса РФ представляет значительную трудность.
С изменениями законодательства об игорном бизнесе в России возник нелегальный вариант организации азартных игр с использованием Интернета, выходом в мировую сеть. Такие факты уже выявляются правоохранительными органами - нелегальные игровые салоны переместились в квартиры, подвалы и т.п.