К вопросу об источниках норм права в Российской Федерации
Наличие нормативного договорного регулирования в отечественном публичном праве связано не только с федеративным устройством нашего государства. В немалой степени его появление объясняется слабостью федеральных органов власти в начальный период становления «подлинного федерализма» в 90-х годах прошлого века и, как следствие этого, – сепаратистскими устремлениями отдельных субъектов федерации. Нормативные договоры в сложившейся ситуации должны были предотвратить «диктат федерального центра» и позволяли «наиболее суверенным» регионам на законных основаниях добиваться для себя определенных льгот и привилегий в обход действующего законодательства.
Наиболее широкое распространение нормативные договоры получили в российском частном праве. В соответствии со ст. 45 Трудового кодекса РФ они заключаются в форме генеральных, региональных, отраслевых (межотраслевых), территориальных и иных соглашений между представителями работников и работодателей и устанавливают общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений. Кроме них, к числу источников трудового права относятся коллективные договоры, регулирующие социально-трудовые отношения в организации и заключаемые между ее работниками и работодателем. Роль нормативных договоров и соглашений в данной сфере правового регулирования такова, что, по мнению некоторых исследователей, именно они должны стать в ближайшей перспективе ведущими источниками трудового права наряду с законодательством.
Таким образом, современная российская система источников юридических норм представлена всеми основными их разновидностями: нормативными правовыми актами, юридическими обычаями, нормативными правовыми договорами и нормативными судебными решениями.