Формы реализации юридической политики
Политическая деятельность – это не мечта об идеале, не декларирование благих намерений и пожеланий, а направленность на реальное воплощение принятых политических решений, обличенных в правовую оболочку. И политика, и право должны получить возможность непосредственного осуществления в объективной действительности в условиях, обеспечивающих полноценное воплощение доктрины, концепции и программы действий, закрепленных в качестве цели в официальных нормативных документах государства. Как справедливо отмечают А.В. Малько и К.В. Шундиков, «проблема эффективности правовой политики – это прежде всего проблема практического достижения поставленных законодателем целей» . Процесс реализации в конечном итоге выступает единственным связующим звеном между идеальным (конечные цели) и реальным (текущий результат), показателем правильности проводимой политики и принятых в связи с этим решений. Мы не сможем говорить об эффективности ни концептуальной модели, ни реальной системы пока не столкнемся с действительностью, которая проявит все их достоинства и недостатки.
Прежде всего, следует различать реализацию самой юридической политики, её политических установок и реализацию правовых предписаний, выработанных правовой политикой в рамках юридической. В первом случае речь идёт о формах реализации юридической политики, во втором – непосредственно о правореализационной деятельности, её способах и средствах, содержательно наполняющих юридическую политику.
Определение «форма реализации», данное О.Ю. Рыбаковым в отношении правовой политики, в полной мере можно отнести и к политике юридической: форма реализации – «это совокупность объективно выраженных, взаимосвязанных, но формально разделенных отношений, регулируемых на основе права с помощью политических средств, приемов для достижения конкретных целей формирования и развития правового, социального, демократического государства, правления права и верховенства закона» .
Применительно к формам реализации юридической политики можно выделить три крупные группы отношений: правовые (юридические), организационно-управленческие и социокультурные.
Юридическая политика есть единство правовой политики (теоретический и концептуально-телеологический уровень) и юридической правореализационной деятельности (практический, деятельностный уровень). Эти два структурных элемента определяют два стратегических направления, по которым осуществляется юридическая политика – создание качественного правового регламентирования и полноценное воплощение правовых предписаний в объективной действительности, что и обусловливает две основные правовые формы ее реализации – правотворчество и правореализацию.
Правотворчество имеет особое значение в юридической политике. Помимо нормативного оформления принятых политических решений, именно здесь проходит «водораздел» между правовой политикой и юридической, правотворчество является отправной точкой трансформации первой во вторую. Как уже отмечалось ранее с принятием необходимого нормативного правового обеспечения проведение правовой политики по тому или иному направлению общественного развития завершается. Одновременно, используя созданную или реформированную нормативно-правовую базу, становится возможным непосредственное проведение в объективной действительности политических установок, становление и формирование юридических отношений, всесторонняя, полная реализация нормативных предписаний.