Формы реализации юридической политики
Не менее важную роль играет административный способ реализации, выражающийся в осуществлении государством правоприменительной деятельности, что в частности определяет характер взаимодействия двух ключевых его элементов – субъекта (адресанта) и объекта (адресата) правоприменения. Данный способ не связан с созданием правовых стимулов для того или иного желательного поведения. Он базируется на силе государственной власти и включает в себя меры запрета, разрешения, согласования и принуждения.
Необходимость широкого использования административного способа реализации юридической политики вызвана двумя весьма существенными моментами. С одной стороны, это связано с ролью государства в правовом регулировании, проявляющейся в том, что оно своей деятельностью призвано создавать фактические, организационные предпосылки для использования гражданами и их объединениями предоставленных законом возможностей в целях удовлетворения самых разнообразных интересов и потребностей. Наличие государства – необходимое условие утверждения правовых начал в общественной жизни. Даже в частноправовой сфере вне и помимо государства, использования его ресурсов, осуществление правовых отношений невозможно. Государство обязано проявлять активность в юридической сфере, иначе оно перестанет соответствовать своему предназначению, вследствие чего государственная власть утрачивает легитимный характер.
С другой стороны, административный способ управления обусловлен необходимостью поддержания баланса между личностными интересами и интересами всего общества. Человек есть существо, находящееся в постоянном социальном взаимодействии, и государство через юридические механизмы призвано устанавливать рамки дозволенного, определять, в какой степени человек свободен удовлетворять свои потребности, не нарушая интересы других членов общества. Соответственно, значительная часть юридических отношений должна строиться на основе частно-публичных и публичных норм права, то есть принятых в интересах всего общества и имеющих возможность претворяться в объективную действительность посредством правоприменительной деятельности компетентных государственных органов.
Предназначение государства в правоприменительной сфере – обеспечивать охрану правовой системы и господствующих правовых отношений, выполняя арбитражную и правоохранительную функции. Государственное принуждение является постоянно существующей гарантией защиты прав и интересов субъектов правоотношений, подкрепленной правовыми предписаниями. За ним всегда стоят сила, авторитет государства. Уже сама угроза государственного принуждения обеспечивает общеобязательность правовых требований. Тем самым упрочивается законность и правопорядок, создается режим наибольшего благоприятствования для конструктивных действий социальных субъектов, направленных на достижение положительного результата. В конечном итоге «именно совокупность правоприменительных действий отражает правовую форму, правовой характер деятельности государства в реальной действительности», – указывает С.Н. Кожевников .